Прошел год со дня признания парламентом Грузии геноцида черкесского народа. Тогда практически все российские средства массовой информации и многие аналитики, восприняли этот шаг, как индикатор того, что власти Грузии хотят скорейшего развала российского государства и ухода России с Северного Кавказа. Логику наших северных соседей можно понять – Российская Федерация, оккупировавшая два региона Грузии, является единственным препятствием восстановление территориальной целостности страны, началу процесса примирения народов и возвращения беженцев к родным очагам. Но, является ли это достаточным основанием для того, чтобы в Грузии хотели развала России.
С эмоциональной точки зрения – несомненно. В конечном итоге, сами власти Российской Федерации своей политикой на Кавказе за последние двадцать лет загнали себя в кавказский капкан, ситуацию, когда признание «независимости» одних в регионе неизбежно создает прецедент для других. Но, для серьезных аналитиков сегодня ответ на вопрос – будет ли для Грузии благом немедленный уход России из национальных республик Северного Кавказа далеко не однозначен.
Все дело в том, что российская власть уже неоднократно доказала свою неспособность оставлять в национальных республиках лояльную к себе элиту, способную обеспечить стабильность на оставляемой территории, или хотя бы выстраивать дружественные отношения с бывшими колониями. То, что получилось у Великобритании, Франции, и даже у Испании с Португалией, крайне маловероятный вариант для России. Пример отношений с бывшими союзными республиками, тому подтверждение. А это значит, что после ухода России весь Северный Кавказ может оказаться в положении войны всех против всех, причем этот хаос будет далеко не управляемым. Ну а хаос в непосредственной близости от твоих границ при наличии двух сепаратистских регионов внутри Грузии может иметь крайне негативные последствия для страны – от потока беженцев из районов боевых действий до проникновения не подчиняющихся никому вооруженных формирований. Последние двадцать лет Кремль пытался играть роль стабилизирующего фактора на Северном Кавказе. Значит ли это, что власти Грузии допускают ошибку, пытаясь проводить самостоятельную кавказскую политику? Нет, не значит, и не значит именно потому, что сегодня Кремль не справляется с ролью стабилизирующего фактора.
Начнем с народов Северного Кавказа. В отличие от абхазов и южных осетин, для других народов Кавказа российский фактор никак не является жизненно необходимой защитой от притязаний грузинского «империализма». Историческая память - неотъемлемая часть ментальности народа, ну а историю присоединения на Кавказе знают даже дети. Из всех возможных вариантов сохранения своего влияния на Кавказе Кремль выбрал самый худший, а именно подкуп определенной часть местной элиты. Вариант не просто худший, но и тупиковый. Тупиковость в системе Путина, которая отрицает необходимость экономической свободы и основана на жестком контроле бизнеса со стороны государства и реализацию крупных государственных проектов. Представить себе ситуацию, при которой Кремль делегирует большую часть полномочий на региональный уровень, укрепит муниципальное и местное самоуправление и создаст условия свободного рынка на Северном Кавказе, решительно невозможною. Именно поэтому, даже такое благое дело, как создание туристического кластера и прочие инвестиционные проекты, воспринимаются значительной частью общества, как банальный распил бюджетных денег. Конечно, Кремль может использовать противостояние внутри кавказских народов между националистами и исламистами, но, как показывает практика, в долгосрочной перспективе подобная политика также не может быть эффективной.
Не менее, если не более важным фактором, являются настроения в самом российском обществе. Лозунг «Хватит кормить Кавказ» в последнее время стал актуальным для всех социальных слоев российского общества. Тут кроме ментальных факторов не меньшую роль играют экономические и криминогенные факторы. С экономическими факторами все просто - перераспределение природной ренты в пользу ручных элит Северного Кавказа вызывает понятное недовольство в обществе. Что касается криминогенных - понятно, что большая часть преступлений в Российской Федерации совершается этническими русскими. Однако реакция на такие преступления со стороны общества далеко не столь болезненна, как реакция на преступления, совершенные кавказцами. Ну и наконец, позиции самой российской власти сегодня не столь однозначно прочны, как еще год назад, ну а кавказская тема является темой Путина.
Для полноты картины не следует забывать и интересы некоторых арабских стран на Северном Кавказе, причем именно тех стран, которые уже имеют большой опыт смены власти в рамках проекта «Большой Ближний Восток». Уход России с Северного Кавказа не только возможен, но и весьма вероятен. Как, по-вашему, должна вести себя Грузия, даже если игнорировать то обстоятельство, что именно Российская Федерация оккупирует два региона страны? Совершенно верно - выстраивать свои отношения с народами Кавказа с прицелом на будущее. Игнорирование кавказских реалий и следование в фарватере российской политики слишком дорого обошлось Грузии как во время гражданской войны в Абхазии, так и во время августовской войны 2008 года. Никакая война с Грузией невозможна при наличии позитивного отношения к стране со стороны кавказцев.
Первая попытка Грузии самостоятельно вернуться в кавказскую политику была предпринята первым президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа. Попытка заранее обреченная на провал, и ставшая одной из причин путча и гражданской войны. С одной стороны, даже демократические власти России крайне раздражала идея Кавказского дома, с другой, свержение Звиада Гамсахурдиа было одним из факторов, который обусловил негативное отношение северокавказцев к новым грузинским властям. Если в Звиаде Гамсахурдиа кавказцы видели кавказца, то в бывшем партийном функционере Эдуарде Шеварднадзе - сателлита Кремля. Сегодня мало кто помнит, что война в Абхазии началась как война войск Госсовета с звиадистами. Руководство России уже тогда не контролировало и боялось кавказцев, после массовых акций протеста в черкесских республиках, Москва практически поддержала абхазских сепаратистов. Трагедия в Гаграх и в Сухуми - прямое следствие грубейшего нарушения властями Российской Федерацией договоров, заключенных в Сочи и Москве. Ведь все прекрасно помнят, что обоим успешным наступлениям абхазских сил предшествовало перемирие с отводом грузинских военных в Поти. Гарантами по этим соглашениям выступала Российская Федерация. Про факты бомбардировки Сухуми российской авиацией и появления у абхазских сил тяжелого вооружения и танков тоже не стоит забывать.Уже после этой трагедии Эдуард Шеварднадзе, избравший политику игнорирования кавказской темы, получил Панкиси, факты бомбардировок Грузии российской авиацией и визовой режим с обострением отношений с Кремлем. Сегодняшняя политика грузинских властей, а именно открытие КПП «Верхний Ларс», безвизовый режим для граждан Российской Федерации, признание геноцида и поддержка требования восстановления в правах разделенного черкесского народа, наряду со стратегией вовлечения жителей оккупированных территорий, и есть ответ на те вызовы, которые ставит ситуация на Кавказе.
Конечно, Грузии не нужен развал России, более того, Грузия заинтересована в сильном и адекватном соседе, как в партнере, с которым можно и нужно развивать долгосрочные, взаимовыгодные отношения. Однако игнорировать реалии и наступать на одни и те же грабли в Грузии никто не собирается. Слишком дорогая цена уплачена за иллюзии в прошлом.