Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно был принят закон «О правительстве», согласно которому: «премьер-министр должен сам определять внутреннюю и внешнюю политику», правильно ли это? Должно ли так быть?

Недавно был принят закон «О правительстве», согласно которому: «премьер-министр должен сам определять внутреннюю и внешнюю политику», правильно ли это? Должно ли так быть?

Бегалы Наргозуев, экс-депутат:


- Наши власти оказались в анекдотичном положении. Утром защищают парламентскую систему, вечером отказываются от нее и уже хотят президентскую систему. В какую сторону им удобно, в ту сторону он и поворачиваются.

Самое первое, мы должны определиться, чего мы хотим? Если искренни их крики: «Нам подходит парламентская система», тогда внешнюю политику проводит премьер-министр, а парламент контролирует. Если же снова возвращают президентскую систему, тогда внешнюю политику определяет президент, а парламент контролирует только формально.

Сегодняшние люди во власти сами не знают, чего они хотят, и уже вконец заморочили головы людям. Если им сегодня удобна парламентская система, то начинают кричать: нам нужна парламентская система. Если завтра удобна президентская система, то они ее начинают защищать. Короче, народ превратился в заложника 1-2 мерзавцев…

Бакыт Бекетаев, политический аналитик:

- Я пока не видел этого закона. Если этот закон вступит в силу, и премьер-министр будет определять внутреннюю и внешнюю политику, то это породит трудности. Во-первых, по Конституции, если наш президент не будет участвовать в международных вопросах, тогда у нашего президента совсем не будет силы (власти). И в процессе построения отношений с соседними странами, появится много трудностей. Потому что соседи в отличие от нас живут в президентской системе.

Если президент не будет участвовать в таких международных делах, то для киргизского народа настанут тяжелые времена. Надо действовать ориентируясь на геополитику -  усиливаются государства Евразии, ОДКБ, СНГ. В этих странах международные вопросы решают президенты. И если у нас будет действовать указанный закон, то мы замучаемся. Интеграция ведь идет. Поэтому этот закон неправильный.

Бейшенбек Абдразаков, экс-депутат:

- Это дело изначально неверное. К примеру, когда президент едет за границу на переговоры, то ехать туда, беря (получая) гарантии премьер-министра и потом вступать в переговоры – это стыдно. В мире нет такой практики. Президент должен сам ехать, сам решать вопросы. Что за президент, если берет разрешение у правительства, премьер-министра и потом ведет переговоры? Упадет авторитет нашей страны, президента. Это неправильно. Должны быть свои полномочные права у самого президента, у самого премьер-министра.

Табылды Акеров, историк:

- Закон не говорит, что премьер-министр сам определяет внутреннюю и внешнюю политику, но президент направляет ее, а премьер-министр исполняет (реализует). Короче, написано, что дела ведут президент и премьер-министр по согласованию.

Голосование по теме: Кто должен определять внешнюю политику страны? Например, во внутренней политике экономические вопросы направляет премьер-министр, он ведь сам решает финансовые вопросы. Поэтому внешнюю политику ведет президент, но по вопросам, связанным с финансовыми вопросами, нужна подпись премьер-министра.

Однако, это надо было записать примерно так: «премьер-министр обязан исполнять дела, которые направляет президент во внешней политике». Они же написали: «премьер-министр направляет (определяет) внутреннюю и внешнюю политику», поэтому в обществе возникло непонимание, и все думают, что все вопросы решает премьер.

К примеру, Бабанов на днях поздравлял Назарбаева и Накимова (так в оригинале, фактически Каримова – прим. gezitter.org), теперь поздравляет Путина и Медведева. Это же не соответствует международным нормам. Премьер должен вести переговоры только с премьерами, сотрудничать с ними. Такие действия наводят подозрения об авторитете государства. Неправильно одновременное поздравление Атамбаевым и Бабановым президентов других стран. Таких непониманий может быть много. Поэтому необходимо прописать разъяснения, чтобы сделать премьера ближе к премьерским обязанностям.

Дело в том, что если все взвалить на премьера, говоря: «он определяет», то где останутся права президента? Вот почему необходимо четко и правильно прописать права премьера, чтобы он не действовал как политический игрок. В противном случае, здесь могут быть интриги.

Шерадил Бактыгулов, политический аналитик:

- В принципе, наш премьер-министр не является опытным профессионалом, чтобы работать с внутренней и внешней политикой, все это организовывать и управлять. Такого права нет ни у кого. Такие права были раньше при наших президентах.

Идея, основанная на постулате: «Определяет внутреннюю и внешнюю политику»,- была гениальной идеей двух наших президентов. Они создали суперпрезидентское, суперавторитарное государство. В этой связи в специально написанной в 2010 году Конституции этот пункт был изъят. Если мы сейчас посмотрим на этот конституционный закон, такого права вовсе  нет, но утверждена другая вещь. По ней мысли-намерения премьер-министра очень правильные и все это надо исполнять. Если члены правительства выступят против кого-нибудь постановления, но премьер-министр будет настаивать, то это решение принимается премьер-министром. В законе так закреплено. В соответствии с этим, у премьер-министра есть право определять внешнюю политику. Закреплено, но открыто и прямо не написано.

Согласно этому во внешней политике есть 3 направления. Первое, государственные связи. Его проводит по Конституции не глава правительства, а глава страны. Глава страны по нашему Основному закону – наш президент.

Глава правительства ведет переговоры по межправительственным связям.

Третье направление, парламентские связи.

Внешняя политика делится на эти 3 направления. Мы сейчас находимся в таком отрезке времени, когда не ясно, каким образом и кто определяет внешнюю политику: глава правительства вместе с главой страны и с депутатами.

Хотя этот вопрос в настоящее время очень важный, но он еще не решен. К примеру, в Америке, западной Европе есть 2 системы, определяющие внешнюю политику.

В Америке аналитические центры, учебные заведения проводят обсуждения, вносят предложения, готовят документы для Совета безопасности. Затем все компонуется, проводятся исследования, после чего вносится на рассмотрение президента внешнеполитическая доктрина.

Вместо совета безопасности с такими вопросами работает министерство иностранных дел. Также в аналитических центрах и среди других заинтересованных граждан после обсуждений различных внешнеполитических вопросов, исследований и аналитических исследований передают в министерство иностранных дел. Здесь сами рассматривают, отбирают.

У нас нет такой структуры, такого механизма. В нашем государстве у каждого руководителя есть свое направление. Пусть работают по этим направлениям.