Можно сказать, что принесший в третий раз президентскую присягу Путин вернулся в прежний Кремль, но в совершенно новую Россию.
И этого нового хватает. Новым стали как прогулки с белыми ленточками по улицам Москвы, сопротивление партии власти, так и жужжание в Государственной думе. Поэтому Путину пришлось призвать думу к порядку даже при представлении нового премьер-министра Медведева, или, иными словами, призвать слушать самого себя. В последний раз в подобной ситуации был Ельцин, который затем вообще отказался показываться там. У Путина нервы явно крепче, но безмолвный и безропотный прием всего исходящего сверху, в России действительно остался в прошлом.
В то же время нельзя сказать, что у Путина больше не хватает пороха. Подтверждением тому – довольно неожиданный кадровый ход. Постоянным представителем президента в Уральском регионе назначили начальника цеха танкового завода в Нижнем Тагиле Игоря Холмановского.
Он обрел известность словами, произнесенными в ходе своей выборной кампании, когда пообещал Путину, что рабочие люди поддержат его и обеспечат победу над нечестно ведущей себя «оппозицией». Затем он принял участие в выборной кампании Путина и вот такая благодарность!
Из председателей колхоза в министры сельского хозяйства
Поневоле вспоминается продвижение во времена Никиты Хрущева – из председателей колхоза в министры сельского хозяйства. Как тогда, так и сейчас это был, бесспорно, популистский ход, но хорошо работающий в определенных массах, в том числе связанных с военной промышленностью. Время покажет, как этот человек будет справляться со своими обязанностями.
Президент России, хотя и обещал ранее, отказался принимать участие в саммите промышленно развитых государств G8. Вместо себя он направил туда только что назначенного премьер-министром Медведева, который перед этим передал ему предложения по структуре и составу нового возможного правительства. Путин их принял и можно представить себе состояние Медведева на G8. Ты являешься премьер-министром, но не знаешь, что ответит хозяин на твои предложения.
По иронии судьбы, встреча G8 проходила в Кэмп-Дэвиде, или в месте, где первым из советских лидеров побывал уже упомянутый Хрущев. Кроме всего прочего, Медведеву, очевидно, приходилось думать, не сыграет ли Путин с каким-либо из его кандидатов в «никиту». А именно, Хрущев назначил вышеуказанного селянина министром как раз под впечатлениями о поездке в США в 1959 году. Конечно, неизвестно, внес ли поправки Путин в предложения Медведева, но в понедельник как вернувшийся из поездки Медведев, так и все члены нового правительства были представлены народу и миру.
Разумеется, у каждого наблюдателя свое видение нового состава правительства России. Я бы как неожиданность привел малое представительство женщин. В новом кабинете всего лишь две женщины: вице-премьер Ольга Голодец и министр здравоохранения Вероника Скворцова. В прежнем составе было три женщины, и они занимали гораздо более важные посты.
Нынешняя внутренняя политика и политика безопасности будет продолжена
Естественно, нынешние министры разного происхождения, но если судить по внешности, то в прежнем составе было все же две влиятельные и колоритные личности – тувинец Сергей Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям (он две недели назад заступил на пост губернатора Московской области) и казах Рашид Нургалиев, министр внутренних дел. Подобных тандемов в нынешнем правительстве явно нет. Осмелюсь добавить, что новый министр сельского хозяйства Николай Федоров, когда-то бывший министром юстиции России и президентом Чувашии, в большинстве источников числится как чуваш.а
Если говорить о региональной политике, то вторым приоритетом наряду с Северным Кавказом (его курирует Александр Хлопонин, который одновременно является и вице-премьером) стал Дальний Восток. Его развитие должно обеспечить аж новое министерство.
Из команд Путина и Медведева ушел связанный с кругами безопасности, энергетики и военными Игорь Сечин. Зато всего лишь в январе вице-премьером был назначен Дмитрий Рогозин, который, по его же словам, сражался в 1991-1992 годах на стороне сепаратистов Приднестровья и выступал с воинственными заявлениями на всех прежних постах, в последнее время будучи постоянным представителем России при НАТО.
В целом же приходится говорить о продолжении прежней внутренней политики и политики безопасности, так как продолжат свою работу оба министра: Сергей Лавров и Анатолий Сердюков. Вместо дипломата Александра Авдеева министром культуры стал доктор исторических наук и член Государственной думы Владимир Мединский, который – учитывая его полемические высказывания в защиту правильного понимания истории России - наверняка политизирует эту должность. Кстати, Мединский в январе 2010 года приезжал и в Таллин по приглашению медиа-клуба «Импрессум» разъяснять свои взгляды. Скорее всего, Рогозин и Мединский и станут самыми словоохотливыми представителями правительства.
Самым молодым членом правительства стал 29-летний Николай Никифоров, который, будучи вице-премьером Татарстана, превратил его в э-регион (насколько это возможно в нынешней России). Во всяком случае, он запомнился Путину или Медведеву и теперь стал министром связи всей России.
Примером же для других государств стало «открытое правительство», состоящее из экспертов и аналитиков, которые дают советы настоящему правительству. Чтобы добрый совет дошел до места назначения, создано отдельное министерство. Но, как и положено, подождем теперь сто дней, прежде чем сказать что-либо по существу как об этом новом министерстве, так и о делах всего нового министерства России.
Перевод: Хейно Сарап