18 и 19 июня Иран и «шестерка» международных посредников проведут в Москве переговоры по иранской ядерной программе. Об этом сообщила 24 мая Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам Кэтрин Эштон (Catherine Ashton).
Уполномоченная «шестеркой» Кэтрин Эштон выступила перед прессой по завершению двухдневных переговоров с Ираном в Багдаде. Она сообщила, что Ирану и шести посредникам (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия) удалось прийти к взаимопониманию по некоторым моментам, но подчеркнула существование «серьезных разногласий». Она добавила, что «шестерка» добивается от Тегерана конкретных мер, которые бы позволили развеять страхи международного сообщества относительно природы его ядерной программы.
Иран же в очередной раз напомнил о своем «праве» на обогащение урана до 20%, однако признал, что этот вопрос - очень важный момент, который заслуживает обсуждения. Его представители подчеркнули, что переговоры с шестью державами проходили в «сложной» атмосфере. «Шестерка» приехала в Багдад без четкого мандата, поэтому мы считаем атмосферу сложной», - отметил решивший не называть своего имени чиновник.
Экономические санкции
Камнем преткновения, по всей видимости, стало сформулированное Ираном требование о незамедлительном снятии всех наложенных на него экономических санкций в случае его согласия на заморозку программы обогащения урана. Запад в свою очередь хочет, чтобы Тегеран сначала предоставил доказательства своей доброй воли. По информации иранских СМИ, их дипломаты настаивали на соблюдении принципа взаимных уступок, которые были обещаны им в апреле на переговорах в Стамбуле.
Высокопоставленный представитель США подчеркнул, что Запад предложил конкретные меры по смягчению санкций в рамках поэтапного процесса по восстановлению доверия. Одно из предложений в частности заключалось в снятии ограничений на экспорт в Иран запчастей для самолетов (символическая мера, которая не может привести к подвижкам в ситуации). Другой участвовавший в переговорах дипломат все же выразил надежду на возможный успех. «Ни одни переговоры по подобным вопросам не могут быть прозрачными, однако еще слишком рано выносить окончательное суждение о том, как продвигается процесс», - сказал он.
Запад подозревает Исламскую Республику в том, что та пытается создать атомное оружие под прикрытием мирной ядерной программы. Тегеран отрицает все эти обвинения и утверждает, что его программа нацелена исключительно на мирный атом.