Заявление, сделанное на этой неделе высокопоставленным сотрудником компании ВР, о том, что газопровод Nabucco оказался безнадежным делом, вероятно, окажется не последним словом в истории проекта, целью которого было поставлять каспийский газ в Европу. Однако Евросоюз слишком оптимистично настроен, если он полагает, что проект Nabucco живет и здравствует. Если у этого проекта и есть шансы на реализацию в ближайшей перспективе, то он будет намного меньше, чем изначально предполагалось.
Дискуссии по проекту Nabucco велись более 10 лет, и строительство этого газопровода стало основой плана Евросоюза по добыче природного газа в Каспийском регионе и уменьшению зависимости Европы от российских поставок. В течение этого времени появилось несколько менее крупных конкурирующих проектов. Все они боролись за то, чтобы транспортировать газ с шельфового месторождения «Шах-Дениз-2» в Азербайджане, разработка которого ведется под руководством компании ВР.
Учитывая то, что проектная мощность Nabucco составляет 31 миллиард кубометров газа в год, этот газопровод является самым амбициозным из всех проектов. Однако к настоящему моменту его руководству не удалось договориться о достаточном объеме газовых поставок, чтобы пустить газопровод на полную мощность. Если Nabucco будет работать в половину своей мощности, инвесторы могут столкнуться с довольной низкой ставкой доходности и, чтобы компенсировать убытки, могут установить очень высокие тарифы для поставщиков.
Айейн Конн (Iain Conn), исполнительный директор группы компаний ВР, заявил на конференции в Берлине на этой неделе, что консорциум по разработке месторождения «Шах-Дениз» более не рассматривает Nabucco в качестве варианта транспортировки газа с месторождения. Вместо этого группа обсуждает две возможности по транспортировке газа в южную и центральную часть Европы, а также строительство газопровода через Адриатическое море в Италию. Экспертам предстоит выбрать только один проект из трех.
ВР и Socar, государственная нефтяная компания Азербайджана, склоняются в пользу Юго-восточноевропейского газопровода (South East European Pipeline - Seep), который начнется на турецкой границе с Болгарией и протянется до Венгрии и Румынии. Чтобы снизить расходы на строительство этого газопровода, Seep будет сооружен как мозаика из кусков в основном уже существующих газопроводов.
Соперником этого проекта стала облегченная версия газопровода Nabucco, которая получила новое название - Nabucco West. Этот газопровод, который будет короче, чем его предшественник Nabucco, начнется на турецкой границе с Болгарией и будет транспортировать газ в центральную Европу.
По словам представителей ВР, партнерам «Шах-Дениз» предстоит сделать выбор между проектами Seep и Nabucco West в июле 2012 года.
Проект-победитель пройдет в следующий раунд создания проекта Трансадриатического газопровода, разработчиками которого являются немецкая компания E.ON и швейцарская компания EGL. Окончательное решение по проекту будет принято в середине 2013 года.
Уверенность в успехе проекта Nabucco ослабевает, в то время как инвесторы отказываются брать на себя высокие расходы на строительство газопровода. Венгерская компания MOL в мае сообщила о своей готовности выйти из проекта – подобный шаг может привести к тому, что другие члены консорциума последуют ее примеру.
Компания RWE, напротив, настаивает на том, что проект Nabucco все еще имеет шансы на реализацию, о чем ее представители сообщили на конференции в Берлине на этой неделе. После этого выступил Конн из компании ВР, сообщив, что дела обстоят совершенно иначе.
Европейская комиссия поддерживает проект Nabucco, однако не слишком решительно. «По-нашему мнению, классическая версия Nabucco по-прежнему в зоне обсуждения», - заявил представитель Еврокомиссии в беседе с репортерами Reuters в пятницу. Однако она добавила, что содержание проекта Nabucco гораздо важнее его названия. Европа нуждается в газопроводе за пределами Евросоюза, который при необходимости можно будет расширить.
Если руководителям проекта Nabucco West удастся обеспечить газом для работы на полную мощность, то ничто не помешает инвесторам расширить этот проект. Однако пока консорциуму не удалось убедить другие государства Каспийского региона присоединиться к проекту.
Туркмения ранее продемонстрировала свою заинтересованность в проекте, однако на этой неделе она, вероятнее всего, изменила свое мнение, подписав соглашения о поставках газа в Индию и Пакистан по газопроводу Tapi, который пройдет через территорию Афганистана.
Проект газопровода Tapi пользуется поддержкой Азиатского банка развития, и его детали находятся в процессе обсуждении с 1990-х годов. Строительство газопровода на территории Афганистана может стать серьезным вызовом безопасности. Однако проект Tapi доказывает, что при наличии определенной доли настойчивости даже самые трудновыполнимые проекты газопроводов имеют шансы на реализацию.