Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эпоха нигилизма

Ницше не ошибся относительно XX века: это была эпоха драматизма и отчаяния, прошедшая под знаком насилия и разрушительных войн

© РИА Новости Ирина ГордонЭдвард Мунк. Портрет Фридриха Ницше. 1906 год.
Эдвард Мунк. Портрет Фридриха Ницше. 1906 год.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Про Ницше рассказывают одну историю, приписываемую писательнице Лу Саломе. Она рассказывает, что однажды посетила философа, и он сказал ей, что век заканчивается, на что Саломе возразила ему, что его век, век философии, только начинается. За несколько лет до этого сам Ницше высказал пророческое предположение о том, что следующие два века будут мрачным временем нигилизма.

Про Ницше рассказывают одну историю, приписываемую писательнице Лу Саломе. Она рассказывает, что однажды посетила философа, и он сказал ей, что век заканчивается, на что Саломе возразила ему, что его век, век философии, только начинается. За несколько лет до этого сам Ницше высказал пророческое предположение о том, что следующие два века будут мрачным временем нигилизма. 

 

Относительно XX века Ницше не ошибся: это была эпоха драматизма и отчаяния, прошедшая под знаком насилия и разрушительных войн. В этом веке жил и творил венгерский писатель Шандор Марай (1900-1989), ставший свидетелем этого безбожного времени, как его охарактеризовал Мартин Бубер. Именно так о нем пишет в своих книгах венгерский литератор.

 

В своей повести «Чайка», вышедшей в свет в 1943 году, он выражает тревогу и беспокойство в связи с таким количеством тяжелых испытаний и превратностей судьбы, выпавших на долю его поколения: Первая и Вторая мировые войны, кризис капитализма в 1929 году и триумф тоталитаризма как в форме коммунизма, так и фашизма. Несмотря ни на что, в этом произведении автор не теряет надежду и выражает ее следующими словами: «Куда ты направляешься? Кого и что ищешь? Когда-нибудь ты дашь мне ответ. Потому что чудеса случаются, теперь ты уже об этом знаешь, и однажды люди находят друг друга.

 

Люди, подобные тебе и мне, а возможно и безразличные массы, которых называют народами, которые ищут других и свое место в мире, забывая о гневе и страсти… И всем этим водит чья-то невидимая рука».

 

Мартин Бубер прошел через бурный век, слушая тишину, тишину нигилизма, истерзанного действительностью, которая в какой-то момент, казалось, утрачивала смысл и вынуждала постоянно жить на краю пропасти. Но, несмотря ни на что, надежда не оставляет людей, и в этом, возможно, и заключается основной конфликт существования: пережить отчаяние.

 

Мы не являемся центром Вселенной и почти никогда не поступаем разумно. Мы - часть общей массы и одновременно ее жертвы. «У каждого человека своя смерть», как говорит Рильке. И в широком и глубоком прошлом, которое мы держим в своей памяти, только домашний очаг в состоянии дать нам покой, все остальное – дорога, путь и молчание. Писатель говорит: «Мы так одиноки, как затерявшаяся планета».

 

Никто не входит в жизнь безнаказанно, никто не может уйти от своей судьбы. Возможно, в XXI веке люди снова обратятся к Богу.