То, что в пятницу недалеко от сирийского города Хулы в произошло нечто совершенно ужасное, не вызывает сомнений. На фотографиях, которые в воскресение перепечатали многие британские газеты, включая и нашу Independent (и правильно сделали) – среди жертв много детей и видно, что некоторым из них перерезали горло. И хотя сирийские власти отказываются брать на себя ответственность за произошедшее, обвиняя исламистов и террористов, они все-таки признали, что убиты, по меньшей мере, 90 человек. Из них более 30-ти - хладнокровно убитые дети. Активисты оппозиции обвинили в бойне прорежимных боевиков.
Убийства около Хулы представляют собой худший инцидент за 14 месяцев беспорядков в Сирии, часто переходящих в насильственные действия. И хотя полная правда об этом еще не известна, череда убийств, судя по всему, произошла в результате применения тяжелого оружия прорежимных солдат против протестующих в городе, расположенного неподалеку от Хомса - центра сопротивления режиму. Любое подобное действие со стороны сил безопасности президента Башара аль-Асада было бы чудовищным нарушением шестинедельного перемирия, поддержанного ООН и Лигой арабских государств.
Вполне вероятно, что эта бойня - из разряда серьезных военных преступлений, и является поворотным моментом в конфликте, который придаст новые силы оппозиции, уже начавшей раздробляться, и напомнит миру о том, какие ужасные преступления может совершить правительство Асада, чтобы остаться у власти. Ясно, что активисты, которые опубликовали фотографии в интернете, видят их не только как свидетельство преступления, но и как некий боевой клич, способный устыдить международное сообщество и принудить его к поддержке - не только моральной, но и военной.
Однако, дискуссия становится все более сложной. При всем негодовании и призывах западных лидеров что-то предпринять — срочная встреча Совета Безопасности ООН в Великобритании, созыв группы «Друзья Сирии» во Франции, призыв к «усилению давления на Асада и его дружков» в США, прямое военное вмешательство, на которое надеется сирийская оппозиция - все эти меры практически не реалистичны.
Сирия — не Косово и не Ливия. Это - большая страна крайне нестабильного региона, и она стремительно приближается к гражданской войне. Хотя в ней есть провинции, в которых сопротивление уже устойчиво, сама оппозиция не отличается единством, и далеко не все сирийцы убеждены в том, что клан Асада нужно устранить. Любая перемена власти должна быть поддержана и обеспечена самими сирийцами.
Это не означает, что иностранные правительства могут ничего не предпринимать. Один из путей лежит через Москву. По удачному стечению обстоятельств, министр иностранных дел Уильям Хейг (William Hague) находится сейчас в России, и Сирия будет добавлена в длинный список двусторонних вопросов, которые он обсудит с российской стороной. Россия обладает "ключом" к более жестким международным действиям в отношении Сирии. После того, как она отвергла раннюю резолюцию, Россия проголосовала в поддержку миссии Кофи Аннана и временами казалась готовой согласиться на Сирию без Асада. Однако, Сирия остается самым крупным потребителем российского оружия, и Москва не подписала санкции, наложенные США и ЕС, а российские политические деятели избегают открытого осуждения режима.
Если существует хоть одно государство, способное повлиять на Сирию, то это - Россия. Ее сотрудничество важно также и для международного сообщества, чтобы действовать единым фронтом в случае новых изменений ситуации. В нынешних условиях есть соблазн списать со счетов процесс, начатый ООН, и все шесть пунктов плана Кофи Аннана. Но этот путь еще не исчерпан. Хотя нарушения режима прекращения огня были многочисленными, в том числе - массовые убийства около Хула, которые на сегодняшний день являются самыми вопиющими, соглашение о прекращении огня может сократить очаги насилия и, возможно, принесло бы больше пользы, если бы контингент наблюдателей был увеличен (сейчас их там всего 260 человек). Массовое наращивание международного присутствия в стране должно стать приоритетом.