Почему банкира Папы сняли с должности?
24 мая глава Института религиозных дел Этторе Готти Тедески (Ettore Gotti Tedeschi) был отправлен в отставку наблюдательным советом «папского банка», состоящим из четырех банкиров. Это решение, которое поставило крест на карьере верного служителя Бенедикта XVI, по всей видимости, было принято без согласия самого Папы или государственного секретаря Тарчизио Бертоне (Tarcisio Bertone).
По словам одного из участников, «Готти не принимал активного участия в работе. Он много говорил о прозрачности, но сам на практике воздерживался от нее». Этторе Готти Тедески – профессиональный банкир, приближенный Опус Деи и автор статей в L’Osservatore Romano. На этом ответственном посту он оказался в 2009 году по приглашению Папы, который стремился привести ватиканские финансы в соответствие международным нормам: их непрозрачность вызывала самые разные подозрения еще с 1970-х годов.
Этторе Готти Тедески вступил в жесткое противостояние с государственным секретарем Тарчизио Бертоне по вопросу возможного приобретения Ватиканом миланской католической больницы Святого Рафаила. Но на самом деле главным предметом споров была реализация предложенной Папой финансовой прозрачности: будучи сторонником «жесткой» линии, Этторе Готти Тедески выступал против всех, кто беспокоился насчет потери кардиналами их власти.
Что означает задержание камердинера Папы?
Всего 12 часов спустя стало известно об аресте камердинера Бенедикта XVI Паоло Габриэле (Paolo Gabriele). Его обвиняют в хищении и разглашении тайн личной переписки Папы: он передал письма журналисту Джанлуиджи Нуцци (Gianluigi Nuzzi), последняя книга которого («Тайные документы Папы») пользуется немалым коммерческим успехом. По сообщениям в прессе, у него были обнаружены десятки конфиденциальных документов. При этом ни у кого нет сомнений в том, что этот 46-летний отец семейства вряд ли действовал в одиночку.
Как бы то ни было, его арест стал первым конкретным результатом работы кардинальской комиссии, которой Папа 25 апреля поручил заняться расследованием утечки документов. Комиссия обладает самыми широкими полномочиями, а ее члены отчитываются лично перед понтификом. В их числе, в частности, оказались: бывший председатель Папского Совета по интерпретации законодательных норм, испанский кардинал Хулиан Эрранс Касадо (Julián Herranz Casado) из Opus Dei; бывший префект Конгрегации евангелизации народов, словацкий кардинал Йозеф Томко (Jozef Tomko) и бывший архиепископ Палермо, итальянский кардинал Сальваторе Де Джорджи (Salvatore De Giorgi).
Как объяснить скандалы?
Возможно, речь идет о попытке пошатнуть положение второго лица в Ватикане, государственного секретаря Тарчизио Бертоне. После назначения на эту должность Бенедиктом XVI он никак не может избавиться от груза «греха», в котором его без конца упрекает оставшаяся со времен Иоанна-Павла II «старая гвардия»: он не дипломат. Отсюда, как считают некоторые, и следует эта массовая утечка документов, которая дает основания сомневаться в его управленческих способностях.
Другие же, в том числе - и ряд кардиналов, беспокоятся по поводу недостаточного внимания Папы к незаметному, но неумолимому сокращению числа верующих в западных странах, которое обостряется волной неподчинения со стороны священников. Третьи, то есть сторонники усиления власти понтифика, хотели бы принять участие в наведении порядка. Как бы то ни было, все эти разнообразные явления внутри римской курии вполне могут стать объяснением утечки документов 85-летнего Папы.
На какие проблемы проливает свет это дело?
На первый взгляд два дела не связаны друг с другом. Тем не менее, оба эпизода выявляют слабость правительства Святого Престола. Прежде всего, это касается его структуры. Если заглянуть за фасад Ватикана, блещущий имперской мощью, станет очевидно, что повседневная жизнь самого маленького государства в мире выстраивается немногочисленным персоналом, который работает без должной координации и нередко вынужден импровизировать в условиях бюрократической волокиты.
Итальянский писатель Витторио Мессори (Vittorio Messori) рассказал сайту Vatican Insider, что его беспокоят трудности многочисленных епархий, которые пытаются отправить в Рим свои лучшие кадры. В этом и кроется один из источников нынешних проблем ватиканской системы.
Не менее важная проблема - отсутствие взаимосвязи между различными папскими министерствами. Понтифик собирает совет своих министров всего дважды в год, причем, предельно формальным образом. Префекты и председатели разнообразных ведомств пользуются самой широкой автономией даже в том, случае, если их решения дублируют или противоречат друг другу. Каждый из них может рассчитывать лишь на полтора десятка (далеко не всегда эффективных) сотрудников. Аккредитованные дипломаты удивляются, что в канцелярии Святого Престола до сих пор пользуются факсами, которые не способны обеспечить защиту информации.
Еще одна слабость курии заключается в тесной взаимосвязи Италии и Ватикана, которая при Бенедикте XVI стала еще сильнее: 46,4% руководства Святого Престола и 40,7% их подчиненных являются выходцами с Апеннинского полуострова. Постоянная борьба за власть между кланами, влияние внутренних дел итальянской церкви и ее отношения с государством – все это не лучшим образом сказывается на миссии католической церкви.
Каковы последствия этих событий?
По словам главы пресс-центра Святого Престола Федерико Ломбарди (Federico Lombardi), Бенедикт XVI был «опечален, расстроен и огорчен» этими происшествиями. Легко можно представить себе, каким ударом стало для Папы увольнение одного из его «великих мирян» и предательство одного из членов сильно поредевшего ближнего круга.
26 мая в своем выступлении перед тысячами членов «Харизматического движения» он напомнил, что церковь «стоит на скале». 27 мая во время праздничной мессы в день Святой Троицы наблюдатели отметили необычное отсутствие кардинала Анджело Содано (Angelo Sodano), бывшего государственного секретаря Иоанна-Павла II, который является деканом коллегии кардиналов и известным противником кардинала Бертоне. В этот момент Бенедикт XVI упомянул о распространяющемся среди людей чувстве «недоверия, подозрительности и взаимных опасений».
«Если в доме нет порядка, как можно доверять его хозяину?» - спрашивает наблюдатель. Дипломаты опасаются разглашения конфиденциальных сведений, а простые бюрократы не знают, как им себя вести. У многих возникают вопросы. Кроме того, внутренняя борьба в Ватикане накладывается на споры вокруг направления развития Святого Престола (новая евангелизация, договоренность с лефевристами, диалог с другими религиями, взгляд на решения Второго Ватиканского собора и т.д.).
Последние события нанесли удар по самым высоким сферам церкви, что чревато опасностью дискредитации не только ее самой как института, но и ее миссии.
_______________________________
Ватиканский суд
Паоло Габриэле является гражданином суверенного государства Ватикан, а предполагаемые преступления были совершены на его территории. Таким образом, его судьбу будет решать суд Святого Престола. Предварительное следствие провел прокурор Ватикана Никола Пикарди (Nicola Picardi). Далее, после трехдневного содержания подозреваемого в одной из «охраняемых комнат» ватиканской жандармерии, расследование передали судье Пьеро Антонио Боннету (Piero Antonio Bonnet).
Паоло Габриэле представляют адвокаты Карло Фуско (Carlo Fusco) и Кристиана Арру (Cristiana Arru), допущенные Ватиканом и обладающие квалификацией в области церковного права. Дело будет рассматриваться на трех судебных уровнях. Суд первой инстанции возглавляет Джузеппе Далла Торре (Giuseppe Dalla Torre), Апелляционный суд Ватикана - кардинал Хосе Мария Серрано Руис (José Maria Serrano Ruiz), а Кассационный суд - кардинал Рэймонд Лео Бёрк (Raymond Leo Burke).
Только последняя инстанция обладает полномочиями для вынесения приговоров по преступлениям кардиналов. Разбирательство ведется за закрытыми дверьми, за исключением некоторых деталей процесса. Уголовный кодекс Ватикана во многом основывается ни итальянском законодательстве.