Москва поставляет оружие Башару Асаду, чтобы тем самым создать препятствия для иностранного вмешательства. В прошлые выходные на российскую военно-морскую базу в сирийском порту Тартус, вероятно, зашло судно с грузом оружия на борту. Россия по-прежнему защищает своего драгоценного геополитического союзника в регионе и отрицает любую возможность вмешательства, подобного тому, что было в Ливии в прошлом году.
Появление грузового судна «Профессор Кацман» в порту Тартуса в прошлые выходные пришлось на неудачный момент для Кремля. Дело в том, что поставка российского оружия совпала с новостью о гибели ста человек в городе Хула от рук верных президенту Башару Асаду военизированных отрядов. В то время как западные столицы в один голос осуждают сирийский режим, Москва закрывает глаза на критику и отказывается давать комментарии о перевозимом на российском судне грузе.
Как подчеркивает близкий к Кремлю военный эксперт Игорь Коротченко, «военные поставки России в Сирию продолжаются и будут продолжаться, это внутреннее дело наших взаимоотношений с Дамаском. Никаких норм международного права мы не нарушаем, наши поставки полностью легитимны». И не без причины: Москва и Пекин систематически используют свое право вето против любых предложенных в Совете безопасности ООН санкций против режима Башара Асада. «Кроме того, та техника, которую мы поставляем в Сирию, не используются для подавления внутреннего вооруженного мятежа. (…) Тяжелая техника, которую мы направляем в Сирию, предназначена для отражения внешней агрессии против этой страны», - отмечает Коротченко.
Официальные российские поставки в Сирию включают в себя управляемые сверхзвуковые противокорабельные ракеты дальнего радиуса действия «Яхонт», зенитные ракетные комплексы Бук-М2Э, а также модернизированные истребители МиГ-29М/М2. Стрелковое оружие, артиллерия и боеприпасы идут не из России, а достать их в регионе несложно, уверяет эксперт.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко подтверждает большую вероятность того, что на «Профессоре Кацмане» находится российское вооружение и что скорее всего речь идет об указанном в официальных контрактах оружии самого большого калибра. «Москва уже давно не поставляет Дамаску бронетехнику, и нет никаких признаков того, что Россия направляет туда боеприпасы», - считает эксперт.
Тем не менее, как отмечает специалист Михаил Войтенко, судно, которое принадлежит российской компании «Северо-западное пароходство», вело себя подозрительно: «Профессор Кацман» тем временем, ушел в подполье, то есть отключил передатчик AIS. Судя по последним данным AIS судна, датированным 25.05.2012 16:35, судно следовало в Тартус и находилось в точке N 34 53.44 E 035 24.61, в 20 милях от Тартуса. К настоящему времени оно видимо, стоит в Тартусе уже более суток». Михаил Войтенко также напоминает, что СЗП долгое время принадлежало нынешнему замминистра транспорта Виктору Олерскому.
Как следует из имеющихся у Центра анализа стратегий и технологий сведений, в 2011 году Россия поставила в Сирию оружие на сумму около миллиарда долларов. Для Москвы Дамаск - это четвертый по значимости клиент в оружейной сфере. Что касается объемов, половина импортированного в Сирию оружия идет из России, 30% из Китая и Северной Кореи, а остальные 20% из Ирана и от других поставщиков. В начале 2011 года Дамаск заказал у Москвы партию оружия на 4 миллиарда долларов. Более подробные сведения до сих пор недоступны.
Константин Макиенко подчеркивает, что Россия в отличие от СССР больше не продает оружие в кредит и требует регулярных платежей: «Выделять кредиты стране в таком положении слишком рискованно. Дамаск щедро расплачивался валютой до начала арабской весны, но с тех пор его платежеспособность сильно ухудшилась».
Так почему же тогда Россия поддерживает обнищавшего клиента, рискуя тем самым поссориться с США и Европой? «Причины геополитические, - уверен Игорь Коротченко. - Москва не хочет, чтобы США провели смену режима. Ливийский случай не должен повториться снова». Константин Макиенко разделяет эту точку зрения: «Объяснять поддержку Дамаска коммерческими интересами - упрощенческий подход. То же самое касается крошечной военно-морской базы в Тартусе, которая изредка используется для дозаправки кораблей. Москва защищает концепцию легитимности власти и не допускает иностранного вмешательства во внутренние дела любой страны». Но Кабул и Тбилиси прекрасно помнят, что Москва не всегда следует собственным правилам…