Очевидно, это не случайно, что у эстонцев за последние восемь столетий свое государство было лишь четыре десятилетия. Похоже, все наша небогатая интеллектуальная мощь уходит безраздельно на певческие праздники, как это отражено в фильме Malev.
Разумеется, сказанное выше не в упрек нашим талантливым композиторам, дирижерам и певцам. Они придают тупости творцов нашей внешней политики контрастный сверкающий фон.
Проблемы и возможности внешней политики Эстонии как небольшого государства довольно примитивны и ограничены небольшим выбором. Нужно только определить цель внешней политики и политики безопасности и избрать для их достижения вариант наиболее оптимальной геополитической ориентации.
Простое и скучное дело, не требующее блистательного мышления или раскиданной по всему миру сети посольств, которые очень нужны большим государствам для тренировки в искусстве разновекторного искусства дипломатии. Наша внешняя политика нуждается лишь в толике здравого смысла и ей нужно около 50 чиновников (в довоенной Эстонской республике их было 48.)
В целях Эстонии все, во всяком случае, на словах, едины. Находясь геополитически между двумя большими государствами, с точки зрения безопасности нам необходимо обеспечить дружеские и доброжелательные отношения как с Германией, так и с Россией и по примеру Ганзейского союза извлекать максимальную выгоду из мира, отношений и торговли этих великих государств. Точно так же, как это делает сегодня наш сосед Финляндия.
У нас три возможности выбора: Германия как центральное государство ЕС, Россия и США. Вроде бы здесь и нечего серьезно обсуждать. По моему разумению, наилучшим вариантом является ориентация по примеру Финляндии на Германию.
Правда, поскольку треть населения нашего государства является русскоязычной или пророссийски настроенной, в будущем, с появлением партии, представляющей их интересы, в повестку дня могут встать как тема для обсуждения плюсы и минусы ориентации на Россию.
Третья возможность, делать упор на угасающую заокеанскую сверхдержаву со стратегической точки зрения явная глупость, исключающая достижение нашей цели. Но властная элита Эстонии умудрилась сделать именно этот наихудший выбор.
Избрав ориентацию на США, мы избрали в отношениях с Россией путь не мира, но войны. Политиканы, утверждающие, что Эстония якобы сделала все зависящие от них для хороших отношений с Россией, или врут, или некомпетентны. Пока целью элиты США является однополярный мир, ее главным геополитическим врагом остается Россия. Это подчеркнул недавно и кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни, логика которого исходит из общеизвестного тезиса одного из создателей и ведущей фигуры англо-американской геополитической школы Хэлфорда Маккиндера, что сердцевина России является «географической осью истории». Тот, кто контролирует центр России, контролирует и «сердцевинную землю» (Европу, Азию и Африку). Контролирующий последнюю правит и миром.
Ставя нас в кильватер политики США, властная элита Эстонии предъявила геополитический вызов России, на что все набирающее силу великое государство не останется безответным. Таким образом, правительство Эстонии само организовало потенциальную экзистенциональную угрозу безопасности государства, что не может уравновесить образ мышления о скором развале России. США не обеспечит нашу безопасность, поскольку не в их национальных интересах рисковать самоуничтожительной ядерной войной с Россией ради бесполезной Эстонии… Наши топ-политики ни в чем не умнее нервно жующего свой галстук Саакашвили, который начал войну, веря в американский блеф.
Участие и интерес США к Эстонии сократится в будущем еще сильнее, так как основное внимание и ресурсы решено в предстоящие шестьдесят лет направлять в Индию и регион Тихого океана-Азии.
Нынешний внешнеполитический курс Эстонии наносит ущерб не только нашей безопасности, но и нашему кошельку. Экономическая элита Европы сегодня главным реальным путем выхода из экономического кризиса, вызванного последствиями финансового кризиса импортирующих Соединенных штатов, видит в участии в модернизации России, предложенной Путиным в 2010 году.
Это открывает свободное пространство и рынок для европейских капиталов вплоть до Владивостока. В то же время в интересы США не входит значительное усиление как России, так и Европейского союза и потому США против взаимополезных экономических и торговых связей между Россией и ЕС. Правительство А.Ансипа уже принесло в жертву экономические интересы Эстонии, блокировав строительство российско-германского газопровода в наших водах. В случае продолжения прежней политики нельзя и говорить о зажиточности и достижении уровня Финляндии, так как если в годы СССР валовый внутренний продукт Финляндии был в расчете на одного жителя в 1,4 раза больше, чем наш, то сегодня он больше в 1,9 раз!
Творцы внешней политики явно облажались. Нашей возможностью может стать попытка построить партию, базирующуюся на национальных взглядах, где основой политики являются национальные интересы Эстонии. Нам понадобится полсотня молодых и геополитически образованных молодых людей, которые бы заменили бессмысленно дорогостоящую и разросшуюся бюрократическую машину, которая под вывеской министерства иностранных дел представляет собой действующую по всему миру и являющуюся лишь приносящей одни убытки фирму недвижимости.
Перевод: Хейно Сарап