В пятницу в Берлине президент России Владимир Путин встретился с канцлером Германии Ангелой Меркель, а в Париже - с президентом Франции Франсуа Олландом. Помимо проявлений дипломатического этикета и попыток лидеров Франции и Германии убедить Путина изменить позицию в отношении Сирии (Россия продолжает настаивать на том, что санкции против режима в Дамаске не имеют смысла), был поднят вопрос о геостратегических изменениях на обширной территории от Атлантического до Тихого океана, где Россия претендует на роль одной из определяющих сил.
Экономический кризис в Европе во многом был спровоцирован сверхбыстрым ростом ряда развивающихся стран, в частности, стран Азии. Эти изменения повлияли на ситуацию и в США, и Запад утратил способность оказывать прежнее влияние на современный мир. Это, в свою очередь, вызвало полемику о будущей глобальной роли НАТО. Россия обратила свои взоры на Китай, который является одним из основных покупателей российских природных богатств и другой продукции. За последнее время Россия и Китай заключили контракты на 5,5 миллиардов евро. Но помимо хороших отношений, между Москвой и Пекином существуют традиционные различия, берущие начало в далеком прошлом. Кроме того, рост влияния Китая в Центральной Азии вызывает недоверие со стороны России и подталкивает ее к укреплению связей с Европой, которая, в свою очередь, зависит от поставок российских энергоносителей.
Читайте также: Евросоюз «знакомится» с Путиным
Определенно, у России - две души - азиатская, восточная и европейская, западная. Но, хотя три четверти территории страны расположены на азиатском континенте, три четверти населения живет в европейской части. Культурно и исторически Россия является частью западного мира. И несмотря на то, что геостратегические изменения в мире, по сути, вынуждают Россию обратиться лицом к Азии, она не повернется спиной к Европе, как никогда не делала - даже в самые решающие и переломные моменты ее истории. Напротив, Москве предоставляется возможность стать мостом между Европейским Союзом и странами Дальнего Востока, что позволит ей приобрести вес и влияние в обоих регионах.
Европа, со своей стороны, не заинтересована в том, чтобы Россия играла роль второй скрипки, и эпоха «холодной войны» это доказала. Ни Берлинская стена, ни идеологические различия, ни даже ядерная угроза в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия не отвернули Россию от Европы и не лишили Европу желания найти взаимопонимание со странами, находящимися в сфере влияния Советского Союза. Сейчас, когда эти проблемы преодолены, установление такого взаимопонимания не только возможно, но и желательно. Конечно, остаются различия и определенная степень недоверия между Россией и Европой, но они должны быть преодолены этими макрорегионами.
Также по теме: В делах с Россией Европе не хватает Берлускони
Встречи вновь избранного президентом России Владимира Путина с новым президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель предоставили хорошую возможность для продолжения движения в этом направлении и для укрепления взаимоотношений между Россией и Европой. Олланд стал президентом Франции в сложный период, и это возлагает на него большую ответственность. Он мог бы продемонстрировать это, открыв все двери и окна для развития сотрудничества с Россией. Это самым очевидным образом помогло бы президенту Франции упрочить свое лидерство в Европе. Путину было бы не менее целесообразно воспользоваться этим шансом и, со своей стороны, дать толчок к развитию сотрудничества с Европой, которое можно будет эффективно использовать в будущем.