Одно из самых внушительных достижений придворных кругов в связи с бриллиантовым юбилеем королевы - это плотный занавес, опустившийся между влиянием, властью и никому не подотчетным богатством, воплощенными в монархии, и ужесточающимися неравенством и несправедливостью, которые ощущают те, кому досталось основное бремя «периода экономии».
Сейчас мы как будто буквально живем в параллельных мирах. Ничто так наглядно не демонстрирует это, как злоупотребление словом «юбилей». Красочные торжества этих выходных превратили это слово в синоним парада наследственных привилегий. Людей зовут на улицы восхвалять тех, кто всегда будет жить в блестящей изоляции от народа.
Однако подо всеми этими лодками и флагами погребено другое значение понятия «юбилей», обладающее собственной историей и собственным контекстом. Оно не только на много веков старше современного парадного значения, но и подразумевает нечто противоположное поклонению богатым и знаменитым. Речь идет о древней еврейской традиции выравнивания земельных и имущественных прав после семи «субботних годов».
Этот библейский юбилей также послужил источником стремления Иисуса и ранних христиан быть на стороне бедных и обездоленных, а не представителей власти. «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», - основа того, что мы называем Господней молитвой. Позднее эта фраза была «обезврежена», превращена в «прости нам грехи наши». Это сделало проступки сугубо личным делом, далеким от грубых реалий экономической и политической несправедливости.
Эта перемена, так же как и забвение подрывных требований Торы с ее юбилейными годами передела, была выгодна тем, кто хотел превратить христианство (и религию как таковую) в инструмент истеблишмента и средство сохранения статус-кво.
Королевские юбилей был создан как повод для принятия, персонализации и ритуализации наиболее явных политических и экономических барьеров в нашем обществе. Это означало не просто отрицание исходного подрывного символизма понятия «юбилей», но и полный пересмотр ожиданий. Неравенство сейчас воспринимается как норма, какой бы вред оно ни наносило нашей общей человеческой природе.
Ученые спорят о том, до какой степени воплощались в жизнь библейские предписания о земельной реформе и перераспределении богатств в юбилейный год. В древнем Израиле тоже были люди, основным занятием которых было мешать любым уравнительным мерам. Библеист Уолтер Брюггеманн (Walter Brueggemann) говорит о «двух траекториях» в еврейских писаниях. Одна из них - это централизаторская, стяжательская монархическая традиция. Вторая - радикальное народное и пророческое движение. Именно вторая тенденция проявилась в произнесенных в честь будущего рождения Иисуса словах Марии, о том, что Бог «низложил сильных с престолов».
Библейский юбилей - это не некое смутное историческое понятие, которое можно записать в рубрику «религия» и забыть. В последнее время люди, придерживающиеся самых разных верований и не придерживающиеся никаких, пользуются уравнительным языком юбилея, борясь за отмену долгов и искоренение бедности. Кампания за долговой юбилей (Jubilee Debt Campaign) продолжает проливать свет на уклонение от налогов, спекулятивные финансовые сделки и произвол корпоративного капитала.
Интересно, что британские церкви предпочитают не вспоминать о своих связанных с радикальным понятием юбилея корнях и вместо этого делают коллективные отрепетированные реверансы перед королевской властью. Они забывают, что, согласно их собственным Библиям, монархия была основана вразрез с выраженной пророками волей Бога. Пророки предупреждали, что это приведет к неправомерному поклонению власти, экспроприации богатства, созданию постоянных армий и введению тяжких налогов. Похоже, они были правы.
Однако всегда остается возможность остановиться и повернуть в другом направлении. В период масштабного финансового кризиса нам нужна «экономика юбилея», которое поставит богатство под контроль обычных людей, а не наоборот. Кроме того, нам нужны торжества, демонстрирующие необходимость строить жизнь для всех, а не для немногих.