Найроби - отличное место для работы международным корреспондентом. Есть регулярные рейсы в ближайшие регионы массового геноцида, а также есть зеленые лужайки, теннисные корты и прекрасное, если не раболепное, обслуживание. Вы можете добыть свиную тушу для изготовления бекона, а можете нанять отличного повара-кондитера по имени Элайджа ("фамилию забыл"), который будет работать на вашей кухне за 300 долларов в месяц.
Если вы трудитесь на одну из крупных газет, телеканал или радиостанцию, то вы, надо думать, живете в Найроби или Йоханнесбурге. Чтобы облегчить себе работу, вам в телефонную книжку нужно записать номера местных директоров всех крупных гуманитарных организаций: Oxfam, Save the children. Найти эти телефоны несложно: скорее всего, эти парни окажутся вашими соседями или партнерами по игре в теннис.
Если в Кению приехала ваш(-а) супруг(-а), и у него/нее нет работы, то скоро ваша вторая половина будет полностью социализирована и сможет зарабатывать много фунтов/евро/долларов - следя за тем, чтобы никто не обижал африканских деток, или чтобы африканские животные были защищены от африканцев, или чтобы африканская женщина была надежно ограждена от африканского мужчины, или чтобы африканские гениталии были хорошенько помыты, одеты в резину, а информация о презервативах была доведена до всеобщего сведения. Потому что вы - хороший человек, верите в мультикультурализм и в то, что политики - это воплощенное зло.
Вы - дитя эпохи прав человека. Дитя эпохи пост-холодной войны. В эпоху, которая не имеет идеологии, все сводится к ответу на простой вопрос: насколько близка к свободе гомосексуальных связей (здесь введите название африканской страны)? В эту эпоху всеми сведениями о местных реалиях обладают гуманитарные организации, сотрудники которых рассуждают о правах человека, и поэтому мы знаем, что они - добрые, объективные и правдивые. Так что если иностранному корреспонденту надо знать, что конкретно творится в Судане, самые срочные вопросы можно прояснить за еженедельным обедом с чуваком из "Оксфэм".
Поскольку в вашем мире большая история почила вместе с Берлинской стеной, об африканской истории можно сказать не так уж много. Эта небольшая история полна множества мелких проблесков прекрасного и множества мелких вспышек абсолютно чудовищного, которые эпизодически возникают в плоском и благодатном мире. Маленький мальчик в Малави создал свое собственное радио. Настоящее радио. У него милая улыбка. Усама бин Ладен или одна из его шавок бомбили поезда, самолеты и невинных людей - а вы в это время всю ночь мирно спали в своей постели. Весь плоский мир сладко спал в своих постелях в ту ночь.
Существуют пять или шесть мест на планете, в которых мир не был полностью восстановлен в полном соответствии с мировоззрением победителей холодной войны: Северная Корея, Каддафи (ну, с ним вроде разобрались), Сомали, Афганистан, женщины Африки, а также и бедный-бедный народ Китая, который тянет лямку в совершенно чудовищных условиях и предпринимает странные шаги - типа отказывается становиться Европой. Крупные регионы, в которых история еще жива - типа России, Китая и Ближнего Востока - их следует опасаться и демонизировать. Ну почему египтяне не хотят проголосовать за милого, надежного, учившегося у британцев экономиста, который раньше работал во Всемирном банке?
В 1980-е годы ваша газета, вероятно, имела своих корреспондентов во множестве стран Африки. А теперь у нее есть двое - в западной Африке и восточной Африке. Или один - африканский корреспондент в Йоханнесбурге. В 1980-е годы будущее мира было небезопасным. Одни африканские государства были на одной стороне мировых сил, другие - на другой. Их нельзя было игнорировать. Поскольку никто не победил, крупные державы были вынуждены бороться за сердца, умы, а более всего - за полезные ископаемые. Все, что нужно было сделать президенту африканской страны - это просто намекнуть, что он переходит на другую сторону, и его сразу начинали любить и осыпать подарками его дом прямо из НАТОвских самолетов. Маргарет Тэтчер бывала в Зимбабве. Роберт обожал ее.
В 1991 году Африка перестала существовать. Мир стал безопасным, и теперь победители смогли сосредоточиться на том, чтобы быть заботливыми и неравнодушными, говоря языком программ гуманитарных организаций.
Если бы сейчас составили новую карту, Африка была бы поделена на три части: 1) маленькие островки чудовищного - Мугабе, недемократические режимы, война, Сомали, Конго; 2) маленькие островки прекрасного - Мандела, Кубок мира, сафари, Baby4Africa - маленькая гуманитарная организация, которая творит чудеса с маленькими черными ребятишками, которые корчатся от счастья на белых руках своих спасителей, потому что их избавили от африканской войны, а также мои любчики clitoraid.com и Knickers 4 Africa (Рейтузы для Африки), которая собирает ношеные трусики для африканок; 3) все остальное. Назовем это "широкими массами". Эта часть Африки управляется безымянными военными правителями. Когда военных правителей свергают, эти районы управляются местными организациями, которые финансируются ЕС и дают возможность выпускникам европейских школ одновременно помогать людям и увидеть жирафов. Эта Африка хороша для пешего туризма, потому что она настоящая (никаких АК-47, никаких германских отдыхающих по горячим путевкам). Широкие массы существуют для того, чтобы сидеть и ждать, пока посланцы устойчивого развития (европейцы) придут и поддержат их.
О чем говорить нельзя, так это о том, что к настоящему моменту история прибыла пошатнувшейся. Рыночный капитализм потерял устойчивость, а широкие массы внезапно оказались владельцами нефти и меди, а также обладателями трудолюбивых, энергичных и амбициозных рук. Континент стремится к обретению новых партнеров, а новый капитал - к новым крепким рукопожатиям. Китай - не ангел, но для них мы - важная часть будущего мира. Они - вместе с нами ради собственного будущего, а мы с ними - ради нашего. Для них мы - реальность, и у нас есть основа для понимания и взаимодействия.
Нет ничего удивительного в том, что в наши дни на континенте появился растущий средний класс. Но британские, американские и европейские СМИ нас потеряли. Сейчас успешно развиваются наши собственные СМИ, и мы заключаем соглашения с CCTV (Китай) и Al Jazeera. Мы летаем авиакомпаниями Emirates и Kenya Airways. Мы имеем дело с теми, кто воспринимает общее и яркое будущее как основу для сотрудничества.