В Минске президент России «скорбел» по поводу бедственного состояния «некоторых стран Европы». Но уже на следующий день эти насмешки отозвались новостями из Москвы. Прежде чем критиковать экономическую политику европейских государств, Владимиру Путину следовало бы взглянуть в зеркало. Ведь упрекая других, что они «не сделали своевременных шагов», глава РФ не замечает бревна в собственном глазу.
Российская экономика держится в основном на доходах от торговли нефтью и газом. Рассуждения же о модернизации, инновации и других перспективных путях развития остаются лишь разговорами. В результате не реформированная экономика начинает раскачиваться, как только цены на энергоносители идут вниз.
На этот раз нефть подешевела до 100 долларов за баррель, и это сразу отразилось на России. Тамошний рубль начал стремительно терять позиции. Сразу поползли слухи о девальвации: о ее неизбежности после выборов предупреждали независимые эксперты.
Вам это ничего не напоминает? Так вот еще одна параллель. В московских обменниках не хватает долларов. Выглядит так, будто Владимир Путин подхватил у Александра Лукашенко «болезнь», эпидемия которой катилась по Белоруссии с марта по октябрь прошлого года. И не факт, что у российской экономики хватит иммунитета, чтобы беспроблемно преодолеть эту инфекцию.
Читайте также: Перенос столицы - толчок экономическим реформам в России?
Дальнейшее развитие событий имеет существенное значение и для Белоруссии, поскольку Москва сейчас является основным донором Минска. Как заметил Путин, Россия за короткое время потратила около 5 миллиардов на поддержку «сильной и процветающей». Эти деньги позволяют пока белорусскому руководству имитировать восстановление стабильности. Однако вскоре понадобятся новые дотации. А если трудности возникнут у самого спонсора, то вряд ли он будет продолжать финансирование «белорусского экономического чуда».
Вообще же визит Путина в Минск имел дежурно-ритуальный характер. С одной стороны, новоизбранный российский президент обозначил свои приоритеты. Но в столице Белоруссии он был, считай, транзитом – прибыв вечером в четверг, он уже в пятницу утром улетел в Берлин.
Очевидно, что серьезные вопросы в таком формате не решаются. Путин и Лукашенко просто поработали на «картинку»: каждый на собственную внутреннюю аудиторию. Мол, вечное братство «не разбить, не остановить, не сдержать».
Куда более интересен вопрос: что дальше? Многие политологи считают, что вскоре отношения между Минском и Москвой похолодают. Сценарий видится такой: Россия попытается продвинуть свои интересы, Лукашенко, как это уже неоднократно было, откажется от ранее взятых в кулуарах обязательств, и тогда начнется выяснение отношений на повышенных тонах.
Также по теме: Почему важно, что российская экономика по-прежнему растет
Такой вариант вполне возможен. Достаточно вспомнить, что даже столкновение интересов в не самой главной области привело к временному прекращению авиасообщения между столицами двух государств, считающихся союзниками.
Но, по нашему мнению, более вероятно, что в обозримом будущем Путин будет использовать скорее пряники, чем кнут. Об этом свидетельствует озвученное Путиным в Минске согласие выделить третий транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, несмотря на то, что белорусское руководство не выполняет условия финансирования, в том числе и в особо интересном для россиян направлении – приватизации.
Российскому президенту, который многое поставил на Евразийский союз, необходимо, с одной стороны, обеспечить лояльность нынешних участников игры (в том числе Лукашенко), а с другой, простимулировать присоединение к новой интеграционной структуре других постсоветских стран. Поэтому скандалы Кремлю пока невыгодны.
Однако если российская экономика все-таки свалится в кризис (а это лишь вопрос времени), то про масштабные проекты придется забыть. И это рикошетом так ударит по Белоруссии, что мало не покажется.
Перевод: Светлана Тиванова