На прошедшем вчера в Санкт-Петербурге саммите Россия-ЕС Владимир Путин впервые отошел от «кисло-сладкого» тона, которого он обычно придерживается в присутствии европейских партнеров, хотя поводов для трений сейчас - более, чем достаточно. Встретив брюссельское руководство в своем новом статусе президента России, он выступил за формирование прагматичных и эффективных отношений, которые будут свободны от идеологии и стереотипов.
Что касается Сирии, российский лидер сменил тон словесной конфронтации, которая была заметна в пятницу на встрече в Париже с Франсуа Олландом, и попытался сгладить разногласия с представителями Евросоюза. «Хочу вновь подчеркнуть, что состоявшаяся сегодня дискуссия была продуктивной. Разумеется, не по всем вопросам и не во всем наши позиции совпадают, но, на мой взгляд, нам удалось подтвердить приверженность избранному курсу и сделать шаг в сторону углубления нашего взаимодействия», - отметил он.
Обманчивая дипломатия
Когда президент Европейского Союза Херман Ван Ромпей призвал к началу «процесса политического перехода» в Сирии, то есть уходу президента Башара Асада, Владимир Путин, который считается главным союзником Дамаска, не стал комментировать его заявление.
Хотя миссия Кофи Аннана была искусственно продлена после массовых убийств в Хуле, «мы все согласны с тем, что она представляет собой наилучшую возможность остановить насилие в Сирии, избежать гражданской войны, а также найти мирное и устойчивое решение», - продолжил Херман Ван Ромпей, не опасаясь возражений со стороны российского коллеги. Оба они предпочли не говорить о возможных альтернативах плану бывшего генерального секретаря ООН. Традиционный вопрос прав человека, который поднял президент ЕС, также не вызвал какой-либо публичной реакции.
Владимир Путин, в свою очередь, подчеркнул, что руководствуется «нормами европейского права» в подготовке новых законов для противодействия незаконным собраниям. Кроме того, он приветствовал принятые в Брюсселе меры борьбы с экономическим кризисом, который чреват рецессией в еврозоне, а несколько дней назад стал причиной падения курса рубля. «Судя по тому, что мы услышали вчера вечером и сегодня, настрой у наших европейских коллег очень боевой, подход в высшей степени профессиональный, говорю это с полным знанием дела, и нас это убеждает в том, что это - не пустые слова, а действительно выстроенная, осознанная политика», - заявил он. По словам европейских дипломатов, сдержанность в заявлениях Путина по отношению к партнерам свидетельствует о растущей взаимозависимости экономики России и ЕС. Москва экспортирует свои нефть и газ на рынок западных соседей, а те, в свою очередь, предлагают ей свои товары и услуги. В 2011 году объем двухстороннего товарообмена достиг отметки в 394 миллиарда долларов, вернувшись тем самым на докризисный уровень 2008 года.
«Даже если ему было непросто держать себя в руках, Владимир Путин воздержался от неприятных замечаний. В нем ощущается желание сотрудничать», - отметил вчера высокопоставленный европейский дипломат. Таким образом, брюссельские лидеры скорее довольны тем, что на смену нерешительному Медведеву пришел новый президент, который хочет положить конец обманчивой и иллюзорной дипломатии.