Бывший заместитель председателя правления и предполагаемый престолонаследник ТНК-ВР Максим Барский утверждает, что связывает свое будущее с развитием новой добывающей компании, а не с возвращением в совместное предприятие, раздираемое склоками.
Выступая в понедельник - до принятия российским миллиардером Михаилом Фридманом решения об уходе с поста главного управляющего ТНК-ВР - Барский подтвердил, что добивается от российских инвесторов в воюющем совместном предприятии поддержки своей компании Matra, акции которой обращаются на площадке AIM Лондонской фондовой биржи.
Он заявил, что контакты с консорциумом российских акционеров AAR, владеющим 50 процентами ТНК-ВР, а также с другими российскими инвесторами могут обеспечить ему источники будущего финансирования Matra и достижение цели по ее превращению в ведущую независимую нефтедобывающую компанию в России и за ее пределами.
«Мы постараемся использовать мои связи с российскими компаниями и инвесторами. Если не сможем привлечь средства на рынках капитала, мы можем пригласить их в качестве альтернативных инвесторов», - сказал Барский.
Предположения о том, что Барский может вернуться в ТНК-ВР в качестве предпочтительного кандидата на должность руководителя совместного предприятия, в последние дни развеял и сам Барский, и потенциальные спонсоры его новой компании.
«Барский будет работать внешним консультантом, помогая компании [ТНК-ВР] реализовывать некоторые возможности за ее пределами, а не на исполнительной должности внутри компании», - сказал человек, знакомый с ситуацией внутри AAR.
Барский стал генеральным директором Matra на прошлой неделе, дав в апреле согласие вложить в компанию 4,6 миллиона фунтов стерлингов из своих личных средств. Состояние он накопил, когда создавал свою последнюю вышедшую на биржу компанию под названием Western Siberian Resources, капитализацию которой он увеличил со 100 миллионов до полутора миллиардов долларов.
Российский нефтяной руководитель ушел из совместного предприятия ТНК-ВР в октябре прошлого года - после череды долгих споров между ВР и консорциумом AAR, куда входит «Альфа» Фридмана, Access Industries Лена Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга.
Говоря о своей стратегии приобретения активов в Латинской Америке, а также участков в России, Барский подчеркнул наличие у него опыта заключения соглашений за пределами страны, приобретенного за время работы в ТНК-ВР. Находясь в этот период под опекой Боба Дадли (Bob Dudley) и его предшественника на посту главы ВР Тони Хейворда (Tony Hayward), Барский отвечал за переговоры и оценку сделок по приобретению активов во Вьетнаме, Венесуэле и Бразилии, занимаясь этим тогда, когда партнеры по ТНК-ВР «не разговаривали друг с другом».
Несмотря на патовую ситуацию в отношениях сторон, Барский в прошлом году помог заключить соглашение с бразильской HRT о приобретении 45% акций месторождения в бассейне Амазонки за 1 миллиард долларов.
Сейчас Барский командует компанией с рыночной капитализацией в 49 миллионов фунтов стерлингов, а не третьей в России нефтедобывающей корпорацией. Но по его словам, такая ситуация его вполне устраивает.
«Вызов в ТНК заключался в том, чтобы доказать, что ты можешь работать в крупной организации, хотя управлять маленькими компаниями порой труднее, - сказал Барский. – В то время мне хотелось крупномасштабных проектов. Но я в большей степени - предприниматель, чем бюрократ и менеджер. Ведя переговоры с Марсио Мелло (Marcio Mello) [гендиректор бразильской HRT], я увидел счастливого человека, похожего на меня самого в те времена, когда я мог принимать решения и действовать быстро и оперативно. Наблюдение за ним помогло мне принять решение по Matra».