В понедельник второй человек в «Аль-Каиде» Абу Яхья аль-Либи был уничтожен беспилотником ЦРУ в племенной зоне пакистанского региона Северный Вазиристан. Помимо деятельности аль-Либи и нанесенного по «Аль-Каиде» удара, на первый план вновь вышли проблемы в пакистано-американских отношениях. Прежде всего, речь идет о глубоких разногласиях Вашингтона и Исламабада насчет американского присутствия в Пакистане в целом и использовании боевых беспилотников - в частности.
Неясность вокруг точного положения Абу Яхьи аль-Либи в иерархии террористической организации, которую создал Усама бен Ладен и его лейтенанты, отходит на второй план. Сейчас мы неизменно возвращаемся к отправной точке: как насчет американского присутствия в Пакистане, возможности примирения американцев и пакистанцев и вообще роли Исламабада в окончании афганского конфликта? Предполагаемая смерть ливийского террориста с новой остротой подняла все эти вопросы.
Исламабад решил показать «характер». Если США во вторник предпочли вести себя сдержанно и не трубили во весь голос об уничтожении второго человека в Аль-Каиде, пакистанцы вызвали к себе американского представителя, чтобы заявить ему о своей «обеспокоенности» по поводу активизации использования боевых беспилотников в своей стране.
Немалую роль во всем этом, разумеется, играют предстоящие выборы в Пакистане: официально они назначены на февраль 2013 года, но могут быть перенесены на осень 2012-го. Даже если дата не будет сдвинута, ни одна партия, в том числе ПНП (Пакистанская народная партия) президента Асифа Али Зардари и правительства Гилани, не хочет настроить против себя общественное мнение, в котором все больше утверждаются антиамериканские настроения. Сегодня это приобретает особую значимость, учитывая, что Зардари оказался под прицелом пакистанского правосудия. Президента, который опасается военного переворота после смерти Усамы Бин Ладена (убит американским коммандос 2 мая 2011 года), обвиняют в том, что он обратился за помощью к Вашингтону и попросил американцев помочь ему вернуть пакистанских военных обратно в казармы. В результате - его могут признать виновным в государственной измене.
В целом пакистанцы ничего не выиграли и не проиграли от уничтожения Абу Яхьи аль-Либи. Кроме того, если бы они проявили чрезмерную радость по этому поводу, им могла бы грозить новая волна терактов на их территории: ресурсов у пакистанских талибов из «Техрик-и-Талибан Пакистан» и их союзников - более чем достаточно.
Что касается американцев, факт уничтожения второго человека в «Аль-Каиде» военным беспилотником укрепит позиции президента Барака Обамы. Сейчас он ведет предвыборную кампанию, а использование этой техники в Пакистане было расширено именно во время его президентского срока. Война беспилотников действительно началась… и, по всей видимости, будет продолжаться.