После спешного принятия обеими палатами парламента поправок об огромных штрафах за нарушения на митингах противники закона возлагают робкие надежды на президента Путина. Он, как обычно, ничего не обещал.
В среду утром, всего через несколько часов после голосования в нижней палате, Госдуме, поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон о митингах и шествиях утвердила верхняя палата - Совет Федерации.
Теперь судьба закона находится в руках президента Владимира Путина. Политики и политологи гадают, утвердит ли он закон до Дня России 12 июня, на который назначен новый протестный Марш миллионов в Москве, после этой даты или же вовсе наложит на закон вето.
Большинство оппозиционеров уверены, что спешка с законом вызвана именно стремлением окончательно принять его до 12 июня и тем самым отпугнуть массы москвичей от Марша миллионов.
Среди аналитиков есть и такие, кто предполагает, что Путин подождет с утверждением новых репрессивных мер в отношении протестующих, чтобы оставить себе некую свободу маневра; есть и те, кто предсказывает, что президент отклонит закон, чтобы "показаться либералом".
Нажать Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com
Мечта о вето
Впрочем, как показывает опыт, степень осведомленности большинства российских аналитиков о происходящем "при дворе" такова, что их прогнозы чаще всего чисто умозрительны.
Правозащитники надеются на вето. Глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов сказал в среду журналистам, что Совет будет просить Путина отклонить закон.
"Мы будем требовать, просить, предлагать наложить вето на этот закон", - добавила, как сообщает Интерфакс, член Совета, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. По ее словам, отдельное обращение президенту в самое ближайшее время отправит и МХГ.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал журналистам, что президент отклонит закон лишь в том случае, если решит, что он противоречит практике демократических стран.
"Путин будет возражать против этого закона только в одном случае - если этот закон будет противоречить общепринятым и применяемым в других странах практикам по реализации тех прав граждан, о которых идет речь в законе", - сказал Песков журналистам в Пекине, где сейчас находится Путин.
Подходящие мировые образцы
Сам Путин ранее говорил о законе о "штрафах за митинги" примерно те же общие слова: что он, с одной стороны, "должен укреплять демократический характер государства", а с другой - "оградить людей от крайне радикальных проявлений".
Депутаты от "Единой России", представлявшие законопроект в Госдуме, постоянно подчеркивали, что он соответствует практике демократических стран.
"Мы сделали то, что принято во всем цивилизованном мире", - сказал в речи по итогам обсуждения закона 5 июня в Госдуме глава фракции "Единой России" Андрей Воробьев.
О том же говорили и некоторые сенаторы в ходе обсуждения закона в Совете Федерации.
"Во Франции за такого рода нарушения - за сборища после требования разойтись - грозит срок лишения свободы до одного года или эквивалентный штраф", - сообщил коллегам глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас. Он ссылался также на законы США, Великобритании и Германии.
При этом высокопоставленные единороссы в парламенте, как правило, транслируют точку зрения Кремля. Более того, закон о "штрафах за митинги", по данным российской прессы, вообще был если не написан, то утвержден в администрации президента.
Критики закона возражают, что единороссы ссылаются лишь на удобную для них часть законодательства западных стран: во многих из них действительно есть жесткие наказания за нарушения порядка массовых акций, но в то же время там гораздо меньше ограничений на проведение таких акций, а тем более надуманных ограничений для оппозиции, каковые практикуют российские власти, а также откровенного лжесвидетельства полицейских о мнимых нарушениях порядка со стороны оппозиционеров и беспрекословного признания этих свидетельств судьями.
Времени - до 24 июня
Согласно 107 статье Конституции России, принятый в парламенте закон направляется президенту в пятидневный срок, у президента же есть 14 дней на то, чтобы подписать или отклонить его.
В Совете Федерации в среду утром "за" закон проголосовали 132 сенатора, один воздержался и один был против.
Как утверждает один из лидеров протестного движения, депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев, этим единственным голосовавшим против была его мать, сенатор от Чукотки Лариса Пономарева.
Против принятия закона - по крайней мере, в такой спешке - выступила и Людмила Нарусова - супруга покойного патрона Владимира Путина Анатолия Собчака и мать еще одной включившейся в протестное движение публичной фигуры, Ксении Собчак. Она, однако, не стала участвовать в голосовании.
Накануне, во вторник, большинство от "Единой России" в Госдуме путем изменения на ходу регламента за 9 с лишним часов дискуссии преодолело попытки саботажа со стороны оппозиции и незадолго до полуночи проголосовало за закон об огромных штрафах за нарушения на массовых акциях сразу во втором и в третьем чтениях.
ОМОН в марте на Пушкинской
Кого считать нарушителем и штрафовать, будут, как и прежде, решать полиция и суд.
При голосовании за принятие закона в третьем, окончательном, чтении "за" проголосовал 241 депутат, то есть все члены фракции "Единой России" и несколько примкнувших к ним депутатов.
Фракции КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР выступили против ужесточения санкций, при этом фракция СР перед итоговым голосованием демонстративно покинула зал.
Итальянская забастовка
В ходе обсуждения закона несколько депутатов от "Справедливой России" и КПРФ попытались саботировать его принятие при помощи новой тактики, которую они назвали "итальянской забастовкой": они внесли более 400 поправок и надеялись сильно затянуть дискуссию, обсуждая в соответствии с регламентом каждую из них по несколько минут.
Большинство "партии власти", однако, на ходу меняло регламент и вместо обычных трех минут дало на обоснование каждой поправки вначале минуту, затем - полминуты, а в конце - 15 секунд.
"Итальянская забастовка", таким образом, не слишком усложнила единороссам принятие закона, хотя и привлекла большое внимание прессы и публики.
"Мы очень довольны тем, что мы разработали новую технологию, при помощи которой на самом деле можем блокировать принятие законов", - сказал bbcrussian.com один из авторов идеи, депутат от "Справедливой России" Илья Пономарев.
Он пояснил, что в этот, первый раз в подготовке и представлении поправок участвовали всего четверо-пятеро депутатов. "А если их будет 150?" - предложил представить себе Пономарев.
Согласно принятому закону, максимальные штрафы за нарушения в ходе проведения митингов увеличиваются для граждан до 300 тысяч рублей (более 9 тыс. долларов), для должностных лиц - до 600 тысяч рублей, для юридических - до миллиона. Кроме того, закон вводит такой вид наказания, как "обязательные работы" на срок от 20 до 200 часов. Сейчас штрафы составляют 1-2 тысячи рублей.
Максимальные наказания предусмотрены за нарушения, причинившие вред здоровью или имуществу людей. Минимальная же планка штрафа установлена на уровне 5000 рублей.
При этом наказание теперь будет полагаться, например, за организацию неформальных массовых акций или "гуляний", если это повлекло нарушение общественного порядка.