Будущее Путина и системы власти, которую он создал и лицом которой является, зависит сейчас в значительной степени от цен на энергоресурсы, и, в первую очередь, на нефть. Между тем, они достигли сейчас своего нижнего предела с октября прошлого года (около 100 долларов за баррель нефти марки Brent), а с момента мартовских президентских выборов снизились почти на 25 долларов. Это означает, что Путину будет очень сложно воплотить в жизнь хотя бы малую часть многочисленных и щедрых предвыборных обещаний, а главное, купить общественное спокойствие, гарантирующее незыблемость режима.
Недавно мне попалась любопытная статья правнучки Никиты Хрущева, Нины, в которой она писала, что в момент, когда граждане перестают бояться власти и выходят на улицы, дни этой власти в России сочтены. А российские граждане чрезвычайно боязливы, не слишком политически активны и привычны к сильной власти, и если несмотря на это они решаются выйти на улицы (десятками, а иногда и сотнями тысяч человек), это значит, что пузырь, защищавший Кремль от народа, лопнул.
Поэтому меня не удивляет, что Дума, находящаяся под контролем пропутинской партии, в спешном темпе проголосовала за изменения в законах, результатом которых будет резкое увеличение штрафов за участие в массовых акциях. Путин слишком умен, чтобы не понимать, что он не сможет купить общественное спокойствие в течение всего, на этот раз 6-летнего, срока (два предыдущих в 2000-2008 годах были 4-летними). Он предвидит, что протесты станут «фирменным знаком» очередного этапа его пребывания у власти, и поэтому решил твердо разобраться с оппозицией. Он не будет усмирять протесты силой: во-первых, сделать это стало сейчас сложнее, ведь на манифестации выходят десятки тысяч, а не несколько сотен человек, как еще год назад; во-вторых, силовые решения только побудят граждан к дальнейшим протестам. Так что вместо жестких акций ОМОНа будут контрманифестации пропутинских движений вроде «Наших», а также более суровая кара для избранной узкой группы людей, которых считают организаторами протестов.
Путин – реформатор?
Путин столкнулся с очень серьезной дилеммой. Перед ним стоит задача обеспечить устойчивость системы власти. Ему нужно защитить состояния чиновников режима и олигархов, а одновременно модернизировать страну. Однако эти цели вступают в противоречие. Без высоких цен на нефть, а в кризисный период они крайне нестабильны, на модернизацию нет шансов. Без модернизации и без «подкупа» граждан Путина ожидает усиление протестов. Защита же привилегий правящей касты означает дальнейшее попустительство разъедающему Россию раку коррупции, а также раздражение становящего все более сознательным среднего класса и молодых людей.
Экономические перспективы России также блестящими не являются. Страна зависит от поступления газо- и нефтедолларов, а ее экономика несовременна, мало иновационна и поэтому неконкурентоспособна. Последние годы также ознаменовались уходом заграничного капитала и ослаблением энтузиазма инвесторов. Ситуацию может изменить крупное соглашение (до 500 млрд долларов) между энергетическими гигантами - российской Роснефтью и компанией Exxon Mobile, однако определенности в этом нет.
История сотрудничества западных энергетических компаний с Россией бывала бурной, полной неожиданных поворотов и унизительных расставаний (см. Сахалин, Штокман или ТНК и BP). Бизнес в России вести нелегко, а раз проблемы появляются у гигантов, то что тут говорить о предприятиях меньшего масштаба.
На все эти слабые места обращает внимание экс-министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин. По его мнению, нынешнюю политико-экономическую модель сохранить невозможно. Вопрос в том, способен ли ее главный создатель, Владимир Путин, провести корректировку этой системы. Возможно ли повторить китайский образец, заключающийся в экономической либерализации с сохранением госконтроля за ключевыми секторами экономики и предприятиями при одновременном более жестком политическом устройстве - фактическом единовластии и отсутствии альтернативы? Может ли Путин оказаться реформатором или он будет пытаться любой ценой сохранить существующий расклад?
Мне интересно, что вы об этом думаете. Я лично мало верю в «другое лицо» Путина, т.е. в то, что он будет способен модифицировать (я не говорю изменить) свой подход к власти. Его высказывания на тему продолжающихся в России уже более полугода протестных акций оставляют впечатление, что он не понимает, в чем там всем дело. Он не понимает выходящих на манифестации людей, их опасений, потребностей и требований. Единственное, на что он способен – высмеивать оппозиционеров и создавать очередные парапартийные образования, призванные создавать видимость наличия оппозиции (самый свежий пример - «Гражданская платформа» Михаила Прохорова). А это отнюдь не выход.