Чтобы свести концы с концами, столичным пенсионерам приходится попрошайничать и собирать бутылки.
Наряду с Бременом и Гамбургом Берлин вошел в первую тройку федеральных земель, где старость напрямую сопряжена с бедностью: в среднем каждый двадцатый столичный пенсионер не в состоянии свести концы с концами и вынужден просить государственное социальное пособие – так называемое базовое обеспечение (Grundsicherung), по статусу и размеру аналогичное социальной помощи согласно законам Hartz-IV. Этот вид пособия выплачивается тем, кто уже не может работать в силу возраста или потерял трудоспособность по болезни.
В 2007 году без социальной помощи не могли обойтись 4,6% пожилых берлинцев. К 2011-му, по данным земельного статистического ведомства, число получателей базового обеспечения среди 800 тысяч столичных пенсионеров выросло почти до пяти процентов (4,9%). Выплаты Grundsicherung обходятся городскому бюджету в 318 миллионов евро в год. Представленный прошедшей весной отчет сенатского управления по вопросам здравоохранения «О социальном положении пожилых жителей Берлина» (Zur sozialen Lage älterer Menschen in Berlin) наглядно демонстрирует, где складывается наиболее тяжелая ситуация для стариков.
Разрыв в уровне благосостояния между столичными районами представляется гигантским: если в Friedrichshain-Kreuzberg базовое обеспечение получает каждый десятый пожилой житель, то в Treptow-Köpenick – только каждый семидесятый. По данным статистиков, район Friedrichshain-Kreuzberg – самый молодой в городе: только десять процентов здешнего населения старше 65 лет. При этом каждый десятый местный пенсионер (примерно 3,7 тысяч человек) получает базовое обеспечение. Еще больше шокирующей информации содержит пристальное изучение положения стариков по микрорайонам. К примеру, социальное пособие получают 27,5% пожилых людей – практически каждый третий, – живущих вокруг Körnerstraße в Tiergarten. На площади Wassertorplatz в Kreuzberg таких 24,9%, на Wissmannstraße в Neukölln – 23,2%. Напротив, в микрорайонах Oberspree в Schöneweide, Biesdorf Süd в Marzahn и Kaulsdorf Süd в Hellersdorf проживают только 0,3% получателей пособия – на этих островках «социального благополучия» от него зависим только каждый трёхсотый пенсионер.
Автор исследования «О социальном положении пожилых жителей Берлина» социолог Зильке Зальмон (Sylke Sallmon) объясняет хорошо заметный разрыв между западными и восточными районами Берлина тем, что «трудовая биография нынешнего поколения пенсионеров, живущих на востоке города, насчитывает более длительные периоды занятости и отсутствия безработицы». Низкие заработки и перерывы трудового стажа способствуют обнищанию будущих пенсионеров: жителю Германии со средней зарплатой требуется 27 лет трудового стажа и соответствующих отчислений в пенсионный фонд, чтобы заработать государственную пенсию, сравнимую по размерам с базовым обеспечением. Длительная безработица и непостоянные трудовые отношения значительно усложняют эту задачу. Ныне в социальные органы за базовым обеспечением в основном вынуждены обращаться одинокие пожилые женщины, зачастую не имевшие собственного трудового стажа или же длительное время получавшие низкие зарплаты.
«Бедность в пожилом возрасте – фактор риска, повышающий опасность заболеваний, зависимости от ухода и ранней смертности, – не сомневается сенатор по вопросам здравоохранения Марио Чайя (Mario Czaja). – Бороться с ними можно, только планируя помощь старикам при участии всех городских ведомств». Помощи государства хватает, только чтобы обеспечивать базовые потребности. Все больше берлинских пенсионеров открывают для себя новые, унижающие человеческое достоинство возможности немного улучшить материальное положение: все чаще прилично одетые старики просят милостыню на улицах столицы или роются в урнах в поисках пустых бутылок. Число берлинцев, которым приходится собирать и сдавать бутылки, за последние два года удвоилось, оценивает ситуацию Сабина Верт (Sabine Werth), президент Berliner Tafel – благотворительной организации, занятой сбором пищевых продуктов для нуждающихся. Стоящие на грани нищеты пенсионеры, по всей видимости, несколько иначе представляли себе закат жизни в столице благополучной европейской державы. Увы, зачастую берлинская реальность далека от немецкой идиллии.