После окончания на прошлой неделе роскошных празднований в честь 60-летия пребывания на троне британская королева Елизавета II может стремиться к новым рекордам. В 86 лет она уже стала старейшей королевой Британии (и, случись ей умереть сейчас, ее сын будет двенадцатым в списке самых старых монархов). 10 сентября 2015 года она опередит королеву Викторию и побьет рекорд по длительности пребывания на троне среди представителей британского монаршего рода за всю историю Британии. А чтобы превзойти Людовика XIV, который взошел на престол в возрасте 4 лет, и достичь самого долгого в истории Европы срока монаршего правления, Елизавете надо дожить до 98 лет.
Елизавета II по-прежнему полна сил, но рост максимальной продолжительности жизни человека не зависит от такого показателя, как средний уровень прогнозируемой продолжительности жизни, который во всем мире увеличивается примерно на три месяца в год – главным образом, за счет успешной борьбы с преждевременной смертностью. Да, мы, возможно, уже достигли максимальной продолжительности жизни. Произошло это, вероятно, благодаря тому, что в естественном отборе, который строго ориентирован на репродуктивную успешность, отсутствует особая установка на сохранения генов, за счет которых мы могли бы жить до 150 лет.
По данным Геронтологической исследовательской группы (Gerontology Research Group), занимающейся изучением вопросов старения, самой старой в мире женщине Бесс Купер (Besse Cooper), бывшей школьной учительнице из штата Джорджия, 26 августа исполнится 115 лет. Возраст солидный, но он изрядно – на целых 6 лет меньше рекордного возраста в 122 года и 164 дня, до которого в 1997 году дожила Жанна Кальман (Jeanne Calment) из Франции. Другими словами, если миссис Купер сможет прожить до такого же возраста, то срок, в течение которого мадам Кальман удерживала пальму первенства как самая старая долгожительница, составил бы 21 год. Ну а если нет, то этот рекордный возраст француженки все еще останется рекордным.
Такой возраст, действительно, немалый, учитывая то, что на планете живут около полумиллиона человек в возрасте ста лет. Ежегодно их количество увеличивается на 7%, а вот численность тех, кому перевалило за 115, остается неизменной.
Если бы миссис Купер не побила рекорд долголетия, на ее место могли бы претендовать еще два 115-летних человека, причем, один из них – мужчина, Дзироэмон Кимура (Jiroemon Kimura), бывший почтальон из Киото. Через семь месяцев он сможет догнать рекордсмена-долгожителя среди мужчин Кристиана Мортенсена (Christian Mortensen), который умер в 1998 году. Однако г-ну Кимуре, в отличие от женщин, вряд ли удастся дожить до 122 лет. Да и женщин старше 115 лет сейчас всего двое, что меньше, чем в прежние годы – четверо в 2006 году и трое в 1997 году.
Если вы склонны верить тому, что пишут в свидетельствах о рождении, то в начале XIX века до возраста старше 110 лет дожили, по крайней мере, 2 человека. Таким образом, увеличение максимальной прогнозируемой продолжительности жизни на 12 лет за весь XX век лишь на треть превышает увеличение аналогичного среднего показателя за 36-летний период.
В 2002 году Джеймс Ваупель (James Vaupel) из Института демографических исследований общества Макса Планка (Max Planck Institute for Demographic Research) в городе Росток, Германия, поразил демографов своим утверждением, что каждый опубликованный прогноз в отношении уровня, которого достигнет средняя предполагаемая продолжительность жизни, резко меняется за несколько лет. А Джей Ольшански (Jay Olshansky) из Университета штата Иллинойс (University of Illinois) не согласен с этим утверждением, заявляя, что с 1980 годв эти прогнозы больше не работают в отношении уже состарившихся людей в таких развитых странах, как США. По его мнению, официальные прогнозы относительно продолжительности оставшегося срока жизни для женщин в возрасте 65 лет следует пересмотреть в сторону сокращения.
Благодаря более здоровому образу жизни все больше людей доживают до старости. И это вполне согласуется с тем, что продолжительность жизни человека предполагает своего рода дату окончания срока жизни. Большинство ученых полагают, что в генетическом коде запрограммировано, заложено не само увядание и дряхление тела в результате старения, а те механизмы регенерации, которые откладывают это увядание и дряхление. В ходе естественного отбора те человеческие гены, которые помогают поддерживать жизнь в человеке, являющемся родителем или прародителем, имели селективное преимущество, поскольку помогали детям благополучно развиваться. А вот гены, способствующие поддержанию жизни в человеке, который является пра-прародителем и, скорее всего, не играют особой роли в обеспечении благополучия и выживании праправнуков, видимо, никогда не способствовали репродуктивной успешности.
Иначе говоря, количество людей, которые могут дожить до 90 или 100 лет, по-видимому, не ограничено, однако 120-летнего возраста смогут достичь уже немногие, а 150-летнего – почти никто, даже монархи, конечно, если в это дело не вмешается генная инженерия.