11 июня в российском Twitter царила всего лишь одна короткая фраза «Привет, 37 год!», которая стала намеком на сталинские чистки. Так пользователи сети отреагировали на беспрецедентную волну обысков у ключевых лидеров оппозиции. Официально они были связаны с текущим расследованием обстоятельств демонстрации 6 мая, которая привела к «массовым беспорядкам».
В ходе обысков следователей прокуратуры сопровождали вооруженные автоматами полицейские. В понедельник они нагрянули к лидеру «Левого фронта» Сергею Удальцову (6 часов), руководителю движения «Солидарность» Илье Яшину, бывшей телеведущей Ксении Собчак (8 часов), а также блогеру и борцу с коррупцией Алексею Навальному (13 часов).
В праздничный для России день 12 июня всех четверых вызвали в прокуратуру. По мнению оппозиционеров, эти действия были призваны запугать их и сорвать намеченную на тот день демонстрацию. Как бы то ни было, обыскам и повесткам не удалось ничего изменить: «Марш миллионов» против Владимира Путина все равно состоялся. Миллионов на нем, разумеется, не было, оппозиция несколько преувеличила, однако на марш и митинг на проспекте Сахарова (муниципальные власти дали на него разрешение), собралось несколько десятков тысяч человек.
Ошибка Кремля
Своими репрессиями Кремль думал запугать людей. Но в действительности наоборот привлек граждан на митинг. «Я удивлен тем, что власти устроили демонстрации такую рекламу», - отметил оппозиционный депутат Геннадий Гудков. 12 июня он находился в Санкт-Петербурге, где координировал действия «белого движения» противников режима.
Недовольство происходящим выразили даже самые умеренные критики. «Обыски оппозиционеров накануне 12 июня наряду с новым законом радикализируют протест и демонстрирует усиление радикалов во власти», - написал в своем микроблоге в Twitter бывший министр финансов Алексей Кудрин.
«Действия, которые накануне митинга предпринимает власть в отношении лидеров оппозиции, - я имею в виду обыски, допросы, оцепление «РосПила» - представляются мне совершенно неадекватными. Митинг был согласован в соответствии с законом РФ. И я не вижу оснований придумывать «технические» препятствия для участия в этом митинге лидеров оппозиции. Современная власть просто обязана слышать другое мнение и работать на всех граждан, даже на тех, кто за нее не голосовал», - отметил в своем блоге миллиардер Михаил Прохоров. Олигарх, который набрал 6 миллионов голосов на президентских выборах 4 марта и недавно создал собственную политическую партию, но предпочел дистанцироваться от «уличной» оппозиции, как и Алексей Кудрин.
Как обычно, Кремль повел себя предельно грубо. Полицейские действовали очень жестко, выбивали двери квартир и не пускали на место проведения обысков адвокатов. В квартире Алексея навального следователи изъяли все компьютеры, телефоны, фотоаппараты, семейные фото, а также футболку со слоганом «Единая Россия» - партия жуликов и воров» (она должна стать вещественным доказательством в разбирательстве по иску, который депутаты «Единой России» намереваются подать против Навального).
Кроме того, полицейские провели обыск в офисе антикоррупционной ассоциации Навального «РосПил» и нагрянули домой к родителям его жены. Обыски также прошли в квартирах родителей Сергея Удальцова, эколога Евгении Чириковой и еще троих активистов, Алексея Сахнина, Михаила Маглова и Марии Бароновой.
«Цель обысков - лишний раз унизить человека»
Пораженная произошедшим Ксения Собчак рассказала журналистам, что полицейские даже не дали ей надеть халат и вслух читали ее личную переписку.
«Цель обысков - лишний раз унизить человека», - сказала она. Следователи объявили, что обнаружили более миллиона евро в ста конвертах в квартире у бывшей знаменитой телеведущей, которая оказалась в опале посте того, как присоединилась к критикам Путина.
Ее переход в оппозицию оказался тем более удивительным, что светская львица и дочь скончавшегося в 2000 году Анатолия Собчака (бывший мэр Санкт-Петербурга и политический наставник Владимира Путина), входила в близкое окружение нынешнего президента. Говорят, что она даже была его крестницей. «Мой годовой доход более двух миллионов. Я не имею права хранить дома деньги, если не доверяю банкам?» - объяснила она.
За три дня до этого Владимир Путин подписал спорный закон о митингах, который, по его словам, соответствует «аналогичным европейским законам». Так, например, он предусматривает крупные штрафы для тех, кто устраивает беспорядки во время запрещенных или разрешенных демонстраций, и значительно ограничивает право на собрания.
Такое решение властей закрутить гайки привело к целой буре протестов на радио и в блогосфере. Власти опасаются новых акций. По словам журналиста независимого телеканала «Дождь» Михаила Зыгаря, полицейские постучались в двери все тех людей, чьи балконы выходили на улицу по пути следования «Марша миллионов», и запретили им пускать туда прессу.