Молдаванину Серджиу Мотренюку 32 года и он уже около семи лет живет вместе с семьей в Китае. У Серджиу два высших образования, университетский диплом есть и у его супруги, но они не смогли найти себе места работы и жизни среди 3,5 миллиона сограждан в Республике Молдова, обретя все это среди почти 1,4 миллиарда китайцев, каждый из которых ведет такие же поиски.
В Пекине у Серджиу Мотренюка собственный бизнес, не слишком крупный. Он сотрудник местной компании, но помогает и консультирует некоторые достаточно большие молдавские компании, ведущие дела в Китае, а также ряд китайских компаний, интересующихся бизнесом в Республике Молдова. Например, последняя китайская делегация, которую он сопровождал в Кишиневе, провела встречи с представителями высшего молдавского руководства, а это ясный признак значимости соответствующих компаний в Китае. Пока собственного жилья у Серджиу Мотренюка нет, но за счет его зарплаты семья позволяет себе оплачивать достаточно дорогую аренду квартиры, а его супруге вести домашнее хозяйство и воспитывать трехлетнюю дочку, у которой небольшие проблемы со здоровьем. Кроме того, Серджиу оплачивает элитный детский сад в который дочька ходит один.два раза в неделю и который посещают в основном дети американцев, живущих в китайской столице.
Лирическое отступление и статистика о Китае, с мыслью о Молдавии
В сегодняшнем Китае весьма благополучно живут многие из очень многих китайцев. В стране построены современные дороги, о которых Молдавия и не мечтала. По новым дорогам на новом транспорте ездят новые люди, из дома в офис, на новые и современные предприятия. На улицах – современные магазины, кафе, рестораны. Следует отметить, что в китайских городах современными являются даже общественные туалеты, которые бесплатны и в которых самым серьезным образом соблюдается строжайшая гигиена. Говорят, что регламенты содержания данных заведений запрещают двум мухам летать одновременно. Новые и старые улицы больших городов Китая широкие и заполнены автомобилями всех известных в мире марок, и практически все эти машины произведены в Китае. Улицы содержатся в большой чистоте: порядок наводят и государственные службы, а, кроме того, бездомных, без которых не обойтись ни в одной стране мира, стимулируют сдавать за деньги собранные отходы. В целом китайцы – это сообразительные, общительные, умеющие работать люди. Одним словом, это современные или стремящиеся к этому люди. Конечно, есть и исключения, но исключения, как известно, только подтверждают правило, пускай эти исключения и очень широкие, непривычные для восприятия, привыкшего к молдавским масштабам.
Приведенное выше лирическое отступление можно передать проще, языком цифр и фактов, известных из китайских и международных источников. Например:
- В 2011 году Китай построил 40 тысяч километров автобанов. В 2003 году, уже добившись серьезных темпов дорожного строительства, Китай располагал всего 40 тысячами километров магистралей. К концу 2009 года общая протяженность дорог в сельской местности достигла 3,369 миллиона километров. Это позволило связать 99,6 процента сел Китая сетью национальных шоссе.
- Уже два года Китай является второй в мире экономикой. В 2003-2011 годы экономика Китая ежегодно росла в среднем на 10,7 процента, тогда как средний рост мировой экономики в этот период составил 3,9 процента. Доля китайской экономики в мировой экономической системе выросла с 4,4 процента в 2002 году до 10 процентов в 2011-м. По объему ВВП Китай поднялся с шестого места в 2002 году до второго в 2010-м, это место сохранилось и в 2011 г.
- Китай – мировой лидер по строительному бизнесу. Объем средств, вложенных китайскими инвесторами в профильные зарубежные проекты, превысил к концу 2011 года 100 миллиардов долларов. Среди 225 крупных строительных проектов в мире 54 реализуются Китаем, что ставит страну на первое место по данному показателю. Объем китайских инвестиций в строительство за рубежом вырос с 2,7 миллиарда долларов в 2002 году до более чем 60 миллиардов долларов в 2011 году.
- Китай – самая привлекательная для инвесторов страна. Континентальный Китай – самая привлекательная зона для инвестиций, за ним следуют Индия, Соединенные Штаты Америки, Бразилия и Индонезия.
- Китаю принадлежат крупнейшие в мире валютные резервы, в 2011 году достигшие 3,20 триллиона долларов США. Общий капитал Китайского народного банка является крупнейшим в мире, опережая Федеральный резерв Соединенных Штатов Америки и Европейский центральный банк.
- Третье место в мире по инвестициям в науку. Инвестиции в исследовательскую деятельность в Китае в 2011 году достигли 861 миллиарда юаней, что делает страну третьей в мире по соответствующему показателю. За последние пять лет расходы на научные исследования росли более чем на 20 процентов ежегодно. В 2000 году Китай подготовил 1000 докторов технических наук, сейчас же готовит 20 тысяч ежегодно. По количеству патентов Китай – также третий в мире.
- Крупнейший в мире рынок золота. Спрос китайцев на золотые украшения составляет 30 процентов от общемирового спроса. Этот факт делает Китайскую Народную Республику крупнейшим рынком золотых ювелирных изделий третий квартал подряд. По итогам года Китай также может стать крупнейшим рынком золота.
- Среднегодовая зарплата работников в городах, которые не работают в частных компаниях, составила в 2011 году 42 тысячи юаней (6,5 тысячи долларов США, согласно курсу $1/6,4 юаня), что на 14,3 процента выше, чем в предыдущем году. Средняя зарплата работников частных предприятий составила 24 тысячи юаней (3,8 тысячи долларов США), что на 18,3 процента больше, чем в 2010 году.
- В 2010 году в Китае каждые две минуты появлялся один новый долларовый миллионер. В 2011 году в Китае было 648 сверхбогатых семей, состояние которых превышало 100 миллионов долларов США. По количеству таких семей Китай занимает пятое место в мире. В 2011 году число сверхбогатых семей в стране выросло на 20 процентов по сравнению с 2010 годом.
- В 2011 году китайцы были самыми щедрыми туристами в мире. Средняя сумма затрат китайского туриста на шопинг составила 813 евро, или на 11 процентов выше, чем в предыдущем году. Чаще всего туристы из Китая приобретают часы и ювелирные украшения. Больше всего китайские туристы предпочитают Францию, США и Австралию. Ожидается, что число туристов из Китайской Народной Республики, ездящих за рубеж, достигнет в этом году 77 миллионов, или на 12 процентов больше, чем в 2011 году.
- Самый большой в мире рынок искусства. За последние два года Китай стал крупнейшим рынком искусства на планете. Общий объем сделок с предметами китайского искусства составил в прошлом году 40 процентов от общего объема операций на рынке искусства, на втором и третьем местах по этому показателю расположились Соединенные Штаты Америки и Великобритания.
Без иллюзий, но с надеждой
Да, в последнее время темпы роста Китая несколько замедлились, но стремительное развитие продолжается уже 30 лет. В то же время сейчас большинство стран мира переживают глубокий кризис. Да, с низкого уровня есть куда расти, тогда как с высокого уровня подниматься труднее, однако рост, который показывает Китай, значителен, неуклонен и устойчив, а следовательно, ни капли не случаен. А из этого следует, что подобный путь вполне могут повторить и другие страны, что внушает определенные надежды. По оценкам китайских представителей, сегодня Китайская Народная Республика – «крупнейшая развивающаяся страна»: «После реформы и открытия внешнему миру в 1978 году ВВП 33 года подряд рос более чем на 9 процентов. В 2010 году Китай стал второй мировой экономикой, значительно выросли совокупная национальная мощь и уровень жизни населения, однако пока Китай все равно остается развивающейся страной. Отставание от развитых государств на данный момент велико. В 2010 году ВВП на душу населения в Китае был ниже 4000 долларов, а это 94-я позиция в мире, эта цифра вдесятеро ниже показателей США или Великобритании. Население Китая превышает 1,3 миллиарда жителей, 120 миллионов китайцев живут за чертой бедности, согласно стандартам ООН. Китай все еще сталкивается со многими проблемами и вызовами», - сказала корреспонденту Info-Prim Neo Жень Шукинь, поверенная в делах Китая в Республике Молдова, в интервью, опубликованном 16 января 2012 года.
Можно сказать, что Китай – фактически одна из немногих, если не единственная развивающаяся страна, которая действительно развивается, страна, статус которой предполагает не только процесс развития, но и результаты: реальные, заметные, ощущаемые населением и внешним миром. Это пример, который нуждается в изучении. Воспроизвести его в Республике Молдова под копирку будет очень трудно или даже невозможно, но вполне целесообразно искать в китайской модели закономерности, которые можно использовать в нашей стране.
В этом процессе удивляет не столько экономический рост китайского государства, поскольку в мире можно найти и другие впечатляющие примеры, а сама возможность переориентирования крупнейшего в мире общественно-государственного организма от почти полуфеодального состояния на путь реальной модернизации. Элементарная логика подсказывает: если удалось перенаправить на этот путь громадный, по объективным причинам инертный механизм, состоящий более миллиарда человек, то из Молдавии, в которой нет и 4 миллионов жителей, возможно сделать «конфетку», «вторую Швейцарию» всего за несколько лет, если не за несколько месяцев или дней. Вспомним, что до 1978 года Китаю пришлось пережить разные великие испытания, в том числе «культурную революцию». За «рис насущный» на столе полуголодное население обязали бороться с... воробьями. Такого количества ружей, пороха и дроби в стране не было, поэтому воробьев гоняли над полями, пока те не уставали и не падали на землю, после чего их собирали и передавали государству с отчетами о «выполнении партийных поручений»...
В связи с этим в процессе модернизации современного Китая можно выделить два важных элемента: 1) появление единой идеи, принятой обществом, и 2.) политическая воля, обеспечивающая условия для реализации этой идеи. Возможно, эти элементы появились и в другом хронологическом порядке, важно другое – их единство. Как сказано в Святом писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На официальном уровне вполне резонно объявляется о реформах китайских властей в тот период. Неофициально же все сводится к лозунгу «Китайцы, обогащайтесь», который выдвинул Дэн Сяопин, фактический лидер Китая конца 70-х – начала 80-х годов прошлого столетия. Трудно вообразить более привлекательный девиз для многочисленного полуголодного, а оттого и очень опасного для внутреннего и внешнего мира населения. Важно, что лозунг был принят обществом и искренне продвигался государственными властями, которые выработали и продолжают вырабатывать правила игры, соответствующие объявленной цели, устраняли и продолжают устранять преграды на пути свободной бизнес-инициативы.
Если наложить схему «единая идея – механизм реализации» на реалии сегодняшней Республики Молдова, в мыслях возникают аналоги в виде «Европейская интеграция как национальная идея – Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) как механизм ее продвижения». Вот только схожести здесь же и заканчиваются, поскольку идея, провозглашенная в качестве национальной, не имеет особой национальной поддержки, а АЕИ не удается заподозрить в понимании той роли, которую ему отвела история в продвижении идеи.
АЕИ – в шкафу истории, вместе с Республикой Молдова?
Ограниченные, во многом по собственной инициативе, внутренними разногласиями, партии АЕИ упустили в течении нескольких лет шанс и не выполнили свое важное обязательство – реально продвигать идею европейской интеграции в качестве национальной идеи. Тот факт, что население Республики Молдова проявляет сейчас самый высокий уровень евроскептицизма, почти в полной мере объясняется изъянами правления АЕИ. В глазах общества европейская интеграция ассоциируется скорее с хаосом, неясностью, сведениями счетов, но не с твердой политической волей вести страну в Европу. Да, евроскептицизм возник и на фоне чрезвычайно высоких ожиданий, которые были у общества после ухода Партии коммунистов из власти, но сам АЕИ и спровоцировал эти ожидания, не удосужившись их выполнить. А свято место пусто не бывает, поэтому совершенно не случайно то масштабное политическое движение, которое организовали противники европейского курса страны из Молдавии и из-за ее пределов. Это движение, проявляющая себя в различных планах, в том числе по организации законодательных референдумов о вступлении в другие союзы, кроме ЕС, представляет намного более значительную угрозу чем может казаться нынешней власти. Если референдум все же состоится, и показан на нем будет результат, которого ждут организаторы, это событие может послужить предлогом для законодательного и фактического перенаправления геополитического курса Республики Молдова. Это может произойти, например, в том случае, если следующие парламентские выборы выиграют силы, не объявляющие себя прозападными. Думаете, подобное невозможно? Тут, возможно, имеет смысл вернуться к идее, оставленной без внимания почти всем молдавским политическим классом и поднятой в анализе Info-Prim Neo Молдавия, без внутренних врагов”, согласно которой, нынешний парламент Республики Молдова должен закрепить в Конституции европейскую интеграцию как вектор развития страны. Первый эпизод анализа был опубликован 1 августа 2011 года, второй – 9 августа 2011 года.
Но и это нисколько не панацея от всех бед. Главная угроза заключается в том, что идея европейской интеграции в Молдавии не имеет под собой, как показывают опросы, достаточной социальной базы, дабы обеспечить свою необратимость. В отличие от процесса модернизации Китая, который обеспечил себе социальную базу за 30 лет, временной отрезок, сопоставимый с исторической точки зрения с периодом независимости Республики Молдова. Эта база, в лице сформировавшегося или формирующегося среднего класса, чиновников и служащих, труд которых оплачивается лучше, чем прежде, владельцев компаний с громадным финансовым и экономическим потенциалом, людей, которым есть, что терять, может не допустить прекращения или отката в процессе модернизации, возвращения к любым «культурным революциям» или «войнам с воробьями», даже если в верхах китайских политических элит и произойдут нежелательные перемены. Впрочем, от будущего очередного съезда Китайской коммунистической партии, который пройдет в октябре этого года, ожидается многое и в контексте внутрипартийной борьбы влиятельных групп. Да, об этой борьбе практически ничего не известно в самой стране и очень мало известно за рубежом. В отличие от разногласий, порой мелочных, внутри молдавского политического класса, которые происходят на виду у общества. Поэтому главная угроза заключается в том, что вечный политический маятник сегодняшней Республики Молдова может и не вернуться в скором времени, а то и не вернуться никогда на позицию «европейская интеграция».
Надо еще раз признать, что отсутствие этой социальной базы связано с отсутствием реальных достижений, которые ощущал бы рядовой гражданин, от действий АЕИ на пути европейской интеграции, отсутствием результатов в плане приближения уровня жизни в Молдавии к европейским стандартам. Наоборот, те же последние опросы указывают на то, что 3 из 4 молдаван живется тяжело. Маловероятно, что за оставшиеся два с лишним года правления АЕИ, а то и меньше, удастся кардинально изменить восприятие жителями Молдавии европейской интеграции.
Но есть все же одна вещь, которую АЕИ может обеспечить молдавским гражданам, чтобы у тех было, что терять, при возможном сходе с европейских рельсов – либерализация визового режима с ЕС. Этот режим во многом обеспечил бы социальную базу для европейского вектора Республики Молдова. У нынешней власти есть достаточно возможностей и обязанностей для обеспечения этого режима, и его надо добиться, если она не желает остаться в истории как власть, похоронившая исторические шансы на модернизацию страны и улучшение жизни ее граждан. Парадокс, но АЕИ может добиться для жителей Молдавии большего на внешнем уровне, в том числе благодаря благоприятной геополитической конъюнктуре на данный момент, чем на внутреннем, где практически все зависит от наличия национальной идеи и политической воли. У нынешних властей Республики Молдова есть в этом плане даже некоторые преимущества над китайским руководством, ведь они располагают рычагами политической системы, позиционирующей себя как часть европейской демократии.
P.S. 7 лет назад, получив в Китае один из двух своих университетских дипломов, Серджиу Мотренюк вернулся в Кишинэу. Не найдя себе применения в Молдавии, молодой человек вместе семьей решил снова отправиться в Пекин. «Хочу ли я вернуться домой? – спрашивает себя Серджиу Мотренюк. – Супруга и сегодня бы улетела, но я понимаю, что ведь надо содержать семью. Для меня сейчас в Молдавии это невозможно».