Из-за пристального внимания СМИ к королеве Елизавете II в тени остаются еще шесть европейских государств (или девять, если считать карликовые княжества – Монако, Люксембург и Лихтенштейн), которыми правят наследные правители, играющие не менее важную роль в жизни своих стран.
Именно они, живущие на континенте племянники и племянницы из семейства Виндзоров, оказались в центре внимания занимательной и весьма популярной книги «Великие, которые выжили: Как монархия продержалась до XXI века» ("Great Survivors: How Monarchy Made it Into the 21st Century"), написанной британским писателем Питером Конради (Peter Conradi). Его предыдущее произведение «Король говорит! Как один человек спас британскую монархию» ("The King’s Speech: How One Man Saved the British Monarchy"), написанное совместно с Марком Логом (Mark Logue) правнуком логопеда Лайонела Лога (Lionel Logue), стало одним из 10 бестселлеров по обе стороны Атлантики, в котором описаны события, вдохновившие кинематографистов на создание оскароносного фильма.
Большинство европейских монархов остаются загадкой для непосвященных, за исключением тех случаев, когда в глянцевых журналах или в зарубежной газетной хронике случайно упоминаются их неблаговидные поступки в интимной жизни или досадные ошибки в финансовых сделках. Однако, как показывает Конради, это довольно жизнерадостная компания…
ДАНИЯ
Возможно, британская монархия и самая влиятельная и известная в Европе, но она не самая старая. Здесь пальму первенства держит Дания. Правящая королева Дании Маргрете II может проследить свою родословную более, чем на одну тысячу лет назад, причем, она является прямым потомком королей викингов Горма Старого и Харальда Синезубого. Маргрете, которая в начале этого года отметила свое 40-летие на престоле, считается вздорной, вспыльчивой, но популярной в народе монархиней с художественным дарованием. Более противоречивым можно назвать ее супруга, принца Хенрика, бывшего французского дипломата графа Анри де Лабо́рд де Монпеза́, который мог бы составить хорошую конкуренцию британском принцу Филиппу по части промахов и оплошностей. По непонятной причине предки Маргрете все без исключения носили имена Кристиан или Фредерик, что означает, что они, как правило, затмевали друг друга и теряли индивидуальность. Выделялись лишь двое из них: Кристиан IX, который правил на протяжении большей части второй половины XIX века и стал известным как «европейский свекор и тесть» благодаря тому успеху, с которым он устраивал семейное счастье своих детей. К их числу относились те, кто в последствии стали королем Греции, королевой Англии, императрицей России и, конечно же, королем Дании. Менее впечатляющей личностью был его предок из XVIII века, страдавший слабоумием Кристиан VII, скандальный брак которого, а точнее, брак втроем с его женой Каролиной Матильдой и ее немцем-врачом Йоганном Штрюнзее (Johann Friedrich Struensee), лежит в основе нового фильма «Королевский роман». Намек третьему лишнему: для хорошего доктора все это плохо кончается.
ГОЛЛАНДИЯ
Большинство стран Европы – и даже мира – за последние несколько столетий перешли от монархической формы правления к республиканской. Голландцы уникальны в том, что они сделали наоборот. Лишь в девятнадцатом веке страна стала монархией, и на престол взошел король Виллем I. И с тех пор Нидерландами правят его потомки из Оранско-Нассуанской династии. Правящая королева Нидерландов Беатрикс – третья королева страны. Ее мать, королева Юлиана и бабушка Вильгемина отреклись от престола, достигнув пенсионного возраста, однако Беатрикс, которой уже 74 года, и не собирается уступать трон своему сыну – 45-летнему Виллему-Александру. Принц Оранский укрепил свое положение по сравнению с временами его юности, когда его за любовь к вечеринкам прозвали «Принцем Пильзенским». Возможно, его авторитет отчасти возрос благодаря тому «успокаивающему» влиянию, который производит на него его гламурная жена-аргентинка принцесса Максима (Princess Maxima). Бракосочетание молодых людей в 2001 году было омрачено слухами о прошлом ее отца Хорхе Соррегьета (Jorge Zorreguieta), бывшем члене военной хунты, во время правления которой в Аргентине с 1976 по 1983 гг. тысячи человек пропали без вести или были убиты. Он всегда сознавал свои злодеяния. Стоит лишь упомянуть голландскую монархию и у людей возникает мысль о велосипедах. На самом же деле, хотя Беатрикс и отличается достойными уважения практичностью и простотой, ее можно чаще увидеть не на велосипеде, а в лимузине или в запряженной лошадьми карете.
ШВЕЦИЯ
Шведская королевская семья стала более известна в мире в июне 2010 года, когда в Стокгольме наследница трона Виктория отметила свое бракосочетание пышной и зрелищной церемонией. Ее жених Дэниэль Вестлинг (Daniel Westling) оказался не совсем обычным претендентом: они познакомились, когда он был ее тренером по фитнессу. Однако, несмотря на первоначальные опасения, королевская семья – и общественность тоже – радушно приняли своего нового принца, и в феврале этого года Виктория родила их первенца, дочь Эстель. Такое пополнение королевской семьи немного отвлекло внимание от короля Карла XVI Густафа, которому теперь приходится терпеть чуть менее преувеличенные и лестные скандальные слухи, после того, как в одной книге было обнародовано его увлечение сомнительными ночными клубами и рассказывалось о нескольких романах. Хотя современные шведские монархи воспринимаются такими же национальными символами, как фрикадельки и сборно-разборная мебель «Икея», их династию основал авантюрный француз по имени Жан-Батист Барнадот (Jean-Baptiste Bernadotte), который стал генералом республиканской армии Наполеона. Будучи наместником в Ганновере, он подружился с некоторыми влиятельными пленными шведскими офицерами, которые затем пригласили его в Стокгольм и предложили стать преемником бездетного короля Карла XIII. Бернадот так и не удосужился выучить шведский язык, но его новые соотечественники, похоже, не обращали на это внимание.
БЕЛЬГИЯ
Королевский дом Бельгии был тоже основан чужаком Леопольдом, герцогом Саксен-Кобург-Готским, который, как и Бернадот, воспользовался тем, что в первой половине XIX века карту Европы часто перекраивали, и подыскал себе трон. Жизнь Леопольда вполне могла бы сложиться иначе: его первой женой была Шарлотта, дочь британского короля Георга IV, но она умерла при родах, в результате чего он остался ни с чем. Он взошел на трон во вновь образованном государстве бельгийском в 1831 году, отказавшись от греческого трона. Мало кто надеялся, что Бельгия – или ее правящая династия – смогут выжить, но, взойдя на престол двумя столетиями позже, прапраправнук Леопольда Альбер II по-прежнему правит страной. В королевской семье не обошлось без противоречий и неоднозначных фактов: Леопольд II взошел на трон в 1865 году после смерти своего отца. Он был чудовищем и прославился тем, что захватил Конго и правил этой страной, как своим феодальным владением, с невероятной жестокостью, пока не умер в 1909 году, скопив несметные богатства. Леопольд III, отец нынешнего короля Бельгии, был, своего рода, трагичной фигурой: его жена Астрид погибла в 1935 году в автокатастрофе в районе озера Люцерна – а он при этом был за рулем. Это событие вызвало острую реакцию, а потом, спустя десятилетия, отозвалось трагической гибелью принцессы Монако Грейс Келли, а затем - принцессы Дианы. В ходе Второй мировой войны его нескрываемые пораженческие настроения сыграли против него, и он, с трудом получив большинство голосов на референдуме, отрекся от трона в 1951 году в пользу своего сына Бодуэна (Baudouin).
НОРВЕГИЯ
Норвегия стала монархией лишь с 1905 года – до этого страной правили короли Швеции. И начала Норвегия вовсе не с норвежских монархов. Первый король, Хокун VII (Haakon VII), который правил страной до самой смерти в 1957 г., был принцем Дании Карлом, а его жена (и двоюродная сестра) Мод была дочерью Эдуарда VII. Правящий монарх Харальд V зарекомендовал себя как всенародно любимый и истинно норвежский правитель, хотя династия и претерпела свои потрясения – в частности, в конце 90-х, когда сын Харальда кронпринц Хокун, влюбился в Метте-Марит Тьессем Хойбю (Mette-Marit Tjessem Høiby), мать-одиночку, у которой есть сын от человека, осужденного за торговлю наркотиками. После их бракосочетания Метте-Марит стала образцовой принцессой, хотя раньше ей приходилось испытывать неловкость за своего отца-алкоголика Свена, бывшего начальника рекламного агентства, который не раз попадал в заголовки бульварной прессы из-за своих фокусов, в том числе из-за женитьбы на стриптизерше вдвое младше себя. К сожалению, Свен уже умер, но шоу продолжается – теперь старшая сестра Хокуна Марта Луиза утверждает, что может говорить с ангелами (что, должно быть, интереснее, чем разговоры принца Чарльза с растениями).
ИСПАНИЯ
Нелегко в наши дни быть сторонником монархии в Испании. Сначала разразился малоприятный коррупционный скандал, в котором был замешан зять короля Иньяки Урдангарин (Iñaki Urdangarin). Потом неприличная охота на слонов в Ботсване, о которой стало известно только после того, как король Хуан Карлос сломал бедро, и его пришлось срочно везти домой на лечение. И, наконец, его 13-летний внук прострелил – без преувеличения – себе ногу. Это послужило мрачным напоминанием о трагическом случае, произошедшем в 1956 году, когда младший брат будущего монарха принц Алонсо – тогда ему было 14 лет, случайно застрелился из револьвера выстрелом одной пули во время их игры при обстоятельствах, которые так и не были до конца выяснены. История монархии в Испании далеко не безупречна, а в 1931 году она вообще перестала существовать в результате провозглашения республики, которая, в свою очередь, создала условия для диктатуры генерала Франко. После смерти Франко в 1975 году Хуан Карлос возродил в стране демократию и предотвратил попытку военного переворота в 1981 году. С тех пор он показал себя образцовым современным королем, хотя его опрометчивая поездка на охоту была не единственной его оплошностью за последнее время. Подобно своему шведскому визави, он падок на романтические приключения, что не лучшим образом сказывается на его отношениях с Софией, супругой греческого происхождения. Слухи о том, что в королевской спальне не все благополучно, подтвердились отсутствием в мае публичных торжеств в честь 50 годовщины их свадьбы.
…И ОСТАЛЬНЫЕ
Еще три страны – великое герцогство и два княжества – завершают список европейских монархий. Ни в Люксембурге, ни в Лихтенштейне королевские семьи не представляют особого интереса. Даже при том, что принц Лихтенштейна Ханс-Адам II обладает занятным титулом единственного абсолютного монарха Европы. И то, в чем им всем не хватает красок и приключений, с лихвой восполнила королевская семья Монако, которая подарила нам не только сказочный роман между Ранье и Грейс Келли, трагически закончившийся ее гибелью в 1982 году, но и яркие любовные отношения принцесс Каролины и Стефании. И как только начинает казаться, что они опять уходят в тень, начинаются – то затухая, то вновь разгораясь – непонятные отношения между действующим монархом Альбертом и Шарлин Уиттсток, южноафриканской пловчихой, которая в июне прошлого года стала, судя по всему, его все еще сопротивляющейся невестой.