Интерес молодых людей к добровольной воинской службе в Федеративной Республике после отмены обязательного призыва весной прошлого года не особенно велик. По данным генерального инспектора Бундесвера Фолькера Викера (Volker Wieker), в минувшем году число добровольцев, подавших соответствующие заявления в военкоматы, составило около двадцати тысяч. После медицинского освидетельствования и других необходимых тестов для службы в армии были отобраны 12 тысяч человек. По завершении «курса молодого бойца» в Бундесвере в итоге остались только 9 тысяч молодых людей, которые и продолжают пока службу. При этом для поддержания нормальной боеспособности вооружённых сил ФРГ военкоматам необходимо завербовать около 12 тысяч человек в год, а предложения о службе в армии рассылаются сейчас в адрес около 160 тысяч молодых людей. Налицо явный дефицит кадров. Неслучайно поэтому, что руководство вооруженных сил Германии активно привлекает в Бундесвер прекрасную половину человечества.
Как отмечает Фолькер Викер, на конец 2011 года доля женщин в личном составе равнялась 9%. Но уже через пару лет женская квота Бундесвера должна вырасти до 15%, уверен генеральный инспектор. При этом речь идет не только об армейских медицинских службах, где уже сейчас практически 50% персонала составляют женщины: больше женщин будет и в боевых подразделениях. Тем более что с 2001 года им разрешено участвовать в серьезных армейских операциях наравне с мужчинами, включая боевые действия в Афганистане.
В настоящий момент в Министерстве обороны интенсивно ищут новые возможности для повышения привлекательности воинской службы для женщин. Планируется, например, значительно увеличить число детских садов и яслей в крупных местах дислокации военнослужащих. Тем самым женщины-военные должны получить больше времени для своих семей и не беспокоиться о детях. Одновременно в Бундесвере признают, что денежное довольствие призывников сейчас не очень большое (от 282 до 305 евро). Даже специальная премия в 100–125 евро ежемесячно для солдат, кто продолжает службу после шести месяцев, не представляется значимой цифрой. Генеральный инспектор Бундесвера считает, что в зависимости от типа контракта призывники должны получать от 800 до 1100 евро в месяц. Но этот вопрос находится в компетенции другого ведомства – Министерства финансов.
Возможно, что привлекательность воинской службы повысит и разрабатываемая сейчас программа для улучшения жилищной ситуации не только для призывников, но и для членов их семей. Однако и здесь все упирается в деньги: Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) не спешит выделять дополнительные финансы из госбюджета.
На конец минувшего года численность Бундесвера составляла 210 тысяч человек. Из этого числа около 185 тысяч – профессиональные солдаты, служащие по долгосрочным контрактам. Предполагается, что в ходе продолжения реформы Бундесвера, начатой еще бывшим министром обороны Карлом-Теодором цу Гуттенбергом (Karl-Theodor zu Guttenberg), его численность должна снизиться до 170 тысяч, из которых около 25 тысяч будут солдатами женского пола. Между тем, ряд немецких экспертов выступает против расширенного набора женщин в вооруженные силы. Так, глава Института государственной политики Эрик Ленерт (Erik Lehnert) уверен, что физические кондиции женщин не соответствуют необходимым критериям для набора в армию. По его мнению, Бундесвер стал сейчас «экспериментальным полем для идеологии равноправия и феминизации». Именно эта ошибочная политика, считает Ленерт, и привела к гибели женщины-кадета на учебном паруснике немецких ВМС Gorch Fock в ноябре 2010 года.