Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Не существует легких решений в запутанной и сложной проблеме трудовой миграции в Израиле. Крик отчаяния жителей Арада и тель-авивского квартала Ха-Тиква отражает подлинную беду, в которой они оказались. Однако те, кто рассуждают о депортации, должны понимать: большую часть мигрантов депортировать невозможно. Весь этот шум, поднятый вокруг нелегалов из Южного Судана, не затрагивает и тысячи человек из 50-ти тысяч незаконных африканских иммигрантов.
Всех остальных нельзя вернуть в страны, откуда они прибыли. Структуры, которые занимаются в настоящее время этим вопросом, не способны решить эту проблему. У политиков есть свои варианты – на бумаге. Но ни у одного из них нет денег для реализации своих идей. Все эти аресты, вокруг которых СМИ устроили настоящую бурю, закончатся тем, что тюрьмы в скором времени переполнятся, и власти будут вынуждены выпустить задержанных на свободу.
Решение, по всей вероятности, заключается в сочетании целого ряда факторов: завершение процесса герметизации границы (ЦАХАЛ работает над этим лихорадочными темпами); возвращение по собственному желанию (или без него) в свои страны всех тех, кого можно будет депортировать; легализация статуса тех, кого депортировать невозможно.
В то время, как правая рука пытается затормозить проникновение в страну нелегальных иммигрантов, левая – продолжает ежегодно ввозить в страну тысячи гастарбайтеров. Во многих отраслях, где требуются руки иностранных рабочих, могут работать мигранты из Судана и Эритреи.
Истерическая риторика власти свидетельствует о ее слабости. Иммиграция – это глобальная проблема современного мира, которая бросает вызов социальному и экономическому облику многих государств. Однако, лидеры этих государств относятся к проблеме рационально, пытаясь преодолеть ее на практике и разными методами. И менее всего – посредством истерики.
В Израиле бездарные попытки преодоления проблемы сочетаются с позорной риторикой тех ограниченных и ни на что не способных людей, которые претендуют на лидерские позиции. Нет, я не имею в виду депутата кнессета Мири «Раковая опухоль» Регев.
Глава правительства мобилизовал для этих целей (без этого, разумеется, никак не обойтись) старую песню об «угрозе еврейскому и демократическому характеру» государства. Первый глава правительства, родившийся в независимом Израиле, охвачен таким количеством страхов и фобий, что грустно за ним наблюдать. Ни одна проблема у него не является поводом для рационального и продуманного преодоления - сплошь «угрозы существованию на историческом уровне».
Глава правительства даже не в состоянии понять, как звучат фразы об угрозе со стороны чужаков, которые угрожают этническому характеру государства и какие исторические ассоциации это вызывает. Одно из двух: либо он прожженный циник, который использует угрожающую риторику для сплочения граждан вокруг любых правительственных решений; либо он на самом деле человек, старадающий от фобий и при этом обладающий мощными властными ресурсами (94 представителя правящей коалиции).
Сложно сказать, какой из этих двух вариантов вызывает больше сожалений.