Россия вновь поднимает тему единой валюты в рамках Союзного государства. Посол РФ Александр Суриков заявил о необходимости возобновить такого рода переговоры, связав это, в частности, с состоянием белорусской экономики. Александр Лукашенко ответил российскому дипломату быстро и резко. Со своими проблемами Беларусь справится как-нибудь собственными силами — такова суть отповеди Москве. Которая, впрочем, не намерена отступать: 15 июня тему единой валюты поднял уже премьер Дмитрий Медведев.
«Надо возвращаться и к вопросу введения единой валюты. Второго кризиса белорусская система не переживет. И могут возникнуть сложности внутриполитического характера. Если предпосылки кризиса начнут появляться, надо форсировать это тему», — заявил Суриков агентству «Интерфакс-Запад» 13 июня.
Нынешние колебания курса доллара предпосылками кризиса дипломат не считает. «Сейчас начался сезон отпусков, детских каникул — обычный сезонный спрос на валюту. Кроме того, курс белорусской валюты колеблется и из-за перепадов курса российского рубля. Белорусский рубль связан с корзиной валют, ослабление российского рубля ведет к усилению доллара», — пояснил посол.
Тем не менее, подчеркнул он, «возможность еще одного структурного кризиса не исключается».
Послу РФ оперативно и вполне конкретно ответил белорусский руководитель. 14 июня, принимая в Минске главу Башкортостана Рустэма Хамитова, Александр Лукашенко заявил: не стоит категорично утверждать, что белорусская экономика не справится с новым витком экономического кризиса без введения российского рубля.
«Рухнем мы — не рухнем, переживем мы очередной кризис без российских денег или не переживем, — это, знаете, вопрос открытый, который можно сегодня обсуждать и дебатировать», — сказал Лукашенко.
«У нас — белорусские рубли, у вас — российские. Если мы захотим, то будут работать валюты и у нас, и у вас. Мы найдем возможность. И то, что у нас нет сегодня российского рубля, — это не катастрофа», — подчеркнул глава государства.
Лукашенко добавил, что Беларусь и Россия готовы в любой момент «вернуться к тесной интеграции».
«Может, она будет умнее, чем в Советском Союзе, но она будет, я об этом говорю неустанно, но если мы не будем наступать друг другу на горло и требовать вопросов, которые еще не стоят в повестке дня. Торопить время сегодня нельзя», — резюмировал белорусский руководитель.
Возможность придать российскому рублю статус единой валюты Союзного государства обсуждается уже давно, причем каждый раз эту тему поднимает Москва. Однако у стран-союзниц на этот счет имеются серьезные разногласия.
Камень преткновения — вопрос об эмиссионном центре. Российская сторона настаивает на том, что он должен быть один и находиться в Москве. Минск категорически не желает расставаться с собственным печатным станком, заявляя, что эмиссионных центров должно быть два.
Кремль тем временем идет дальше, предлагая переход на российский рубль в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).
Премьер-министр России Дмитрий Медведев 15 июня предложил подумать о возможности введения единой валюты в рамках будущего Евразийского экономического союза.
Инициатива прозвучала на бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: Новые возможности промышленного развития» в Санкт-Петербурге с участием глав правительств Беларуси и Казахстана Михаила Мясниковича и Карима Масимова.
«Нужно думать дальше, нужно думать уже в масштабе Евразийского союза, к которому мы идем и который должен возникнуть с 2015 года, включая и такие вопросы, которые пока, может быть, не являются предметом текущих разговоров, но о которых нужно думать, особенно с учетом нестабильности на глобальных рынках, имея в виду вопросы введения каких-то расчетных единиц и, в конечном счете, может быть, выход на единую валюту», — сказал Медведев.
«Это не является предметом озабоченности сегодняшнего дня, но думать об этом надо — каковы наши перспективы», — добавил он.
Реакции из Минска и Астаны пока не последовало. Но, судя по прежним заявлениям, там предпочли бы не торопиться с этим делом.
В ноябре прошлого года лидеры обеих стран сделали фактически одинаковые заявления.
В частности, Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не готова к введению единой валюты ЕЭП. Он напомнил, что этот вопрос уже обсуждался в рамках союза Беларуси и России, но было много неясностей.
«Будут равные условия, мы будем видеть, к чему это приведет — так почему бы не создать на равных условиях и единую валюту? Мы должны быть убеждены, что это не приведет к потере политического суверенитета, что это не размажет, не размоет нашу республику», — подчеркнул Лукашенко.
Со своей стороны, Нурсултан Назарбаев заявил: «Сначала нам надо доказать для себя выгодность и равноправность нашего экономического пространства. После этого обязательно встанет вопрос о единой валюте».
По мнению президента Казахстана, пока ни одна национальная валюта, «включая такую мощную как российский рубль», не годится на роль единой валюты Евразийского союза, который намерены построить Беларусь, Россия и Казахстан.
«Это должно быть другое название, должна быть другая валюта», — подчеркнул казахстанский лидер.
Аналитики по-разному относятся к возможности перехода Беларуси на российский рубль.
Например, экономист и юрист Сергей Балыкин убежден, что валюта восточной соседки способна укрепить белорусскую экономику.
«Российский рубль, может быть, на сегодня не самая лучшая валюта, но белорусский — уже однозначно не валюта. И если выбирать, то лучше выбрать российский, чем оставлять белорусский», — сказал Балыкин в комментарии для БелаПАН.
По его мнению, если бы в Беларуси было компетентное руководство, способное «проводить грамотную денежно-кредитную политику», белорусы «могли бы обеспечить стабильность национальной валюты».
«Но, к сожалению, наше руководство злоупотребляет экономическим, валютным суверенитетом, закрывает свои ошибки за счет ограбления народа (не в юридическом, в политическом смысле слова), взваливая их на плечи граждан. В таких условиях российский рубль представляется достаточно привлекательным выбором, несмотря на те проблемы, с которыми РФ сталкивается на сегодняшний день», — считает эксперт.
Балыкин также советует не забывать, что Россия является основным торговым партнером Беларуси.
«И что еще немаловажно — Россия готова идти нам на политические и экономические уступки, связанные с введением российского рубля: предоставлять технические кредиты, согласовывать объемы эмиссии и прочее», — говорит аналитик.
Впрочем, прогнозирует Балыкин, белорусское руководство вряд ли откажется от собственной валюты. «Оно будет держаться за белорусский рубль, чтобы, во-первых, продолжать списывать свои ошибки за счет населения, а во-вторых, чтобы не ослабить реальную власть», — считает экономист.
С ним согласен бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич.
«Думаю, Лукашенко будет до последнего сопротивляться переходу на российский рубль. Он прекрасно понимает, что это грозит ему утратой власти», — полагает Богданкевич.
Однако экс-глава Нацбанка не разделяет позиции тех, кто считает, что переход на российский рубль укрепит белорусскую экономику.
«Валюта — всего лишь технический инструмент, позволяющий сберегать, накапливать, рассчитываться, не более того. Дело не в валюте, а в низкой эффективности экономики», — подчеркивает эксперт.
Богданкевич не считает, что российский рубль способен сыграть «какую-то особую роль».
«Разве евро играет какую-то роль для Греции? Значение имеет то, что Греция живет не по средствам, за счет кредитов, проедает средства от приватизации. Выход из кризиса — это нормальная экономика и опора на национальную валюту», — подчеркивает профессор Богданкевич.
К тому же, отмечает он, «фундаментом российского рубля является не слишком развитая, сырьевая экономика, которая опирается на экспорт нефти и газа, и любые проблемы в этой сфере, падение цен на мировых рынках способны обвалить российский рубль».
По прогнозам эксперта, Россия продолжит «дожимать Беларусь» в плане перехода на российский рубль, так как «это идея Путина — фактическое восстановление Советского союза, но под иным названием и в иной форме».
Но именно по этой причине Беларуси и следует воздерживаться от перехода на российский рубль, считает Богданкевич. Тем более что вряд ли из-за такой неуступчивости Москва рискнет затевать крупный скандал.
«Имея собственную валюту, мы сможем и далее получать льготы и помощь из Москвы, так как Россия не пойдет на то, чтобы потерять такого союзника. Во всяком случае, при нынешнем российском руководстве», — убежден экс-глава Нацбанка.