Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как после финансового кризиса выглядят Россия, Центральная и Восточная Европа

© коллаж ИноСМИКризис Европы
Кризис Европы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Изучая данные Евростата и базы данных таких организаций, как Всемирный банк и МВФ, я был поражен тем, какие слабые показатели демонстрировали новые страны-члены ЕС с 2007 года. Это неожиданно, нелогично, возможно, даже подозрительно, что показатели этих государств с момента начала мирового финансового кризиса - значительно хуже, чем у России.

Изучая данные Евростата и базы данных таких организаций, как Всемирный банк и МВФ, я был поражен тем, какие слабые показатели демонстрировали новые страны-члены ЕС с 2007 года. Это неожиданно, нелогично, возможно, даже подозрительно, что показатели   этих государств с момента начала мирового финансового кризиса - значительно хуже, чем у России.


В своих предыдущих статьях я однозначно указывал на то (здесь я повторяюсь, чтобы меня не поняли превратно), что это объясняется  отнюдь не превращением России в какой-то мощный экономический локомотив. На самом деле, рост в России в послекризисный период заметно ниже, чем до кризиса, и Кремль сам неоднократно и открыто заявлял о том, что для сохранения политической стабильности и оправдания надежд простых российских граждан ему необходимо ежегодно увеличивать темпы роста как минимум на 1-2%. Однако, если посмотреть на данные МВФ по реальному ВВП, то мы увидим, что, хотя Россия не обогнала все до единой страны Центральной и Восточной Европы, показатели у нее лучше многих. После этого можно оценить цифры безработицы за 2011 год, которые предлагает Евростат и Росстат, и которые тоже - в пользу России. Похоже, что методика подсчетов Росстата - менее строгая, чем у Евростата. Однако, здесь необходимо отметить следующее.

Во-первых, Росстат дает общую оценку безработицы, а не известную своей ненадежностью цифру по количеству людей, претендующих на пособие по безработице. Во-вторых, существенная разница в показателях по России и другим странам Восточной Европы говорит о том, что это - не какая-то там статистическая погрешность. В-третьих, собранные мною данные (включая то обстоятельство, что в Россию в массовом порядке продолжают ехать трудовые мигранты из бывших советских республик) говорят о том, что ситуация с занятостью в России после очень серьезного ухудшения в 2008-2009 годах существенно улучшилась и продолжает сохранять свою позитивную направленность. Да, общество все больше недовольно Кремлем, но недовольство не распространяется на вопросы безработицы, а связано с вопросами выборов, действий полиции и судов.

И наконец, можно посмотреть на цифры промышленного производства, предоставленные Евростатом и ОЭСР. Здесь следует рассматривать более длительный период времени - во-первых, потому что эти данные легко доступны, а во-вторых, потому что они рассказывают весьма интересную историю.

И вот здесь ситуация с Россией, скажем так, скучная. Она не отстает и не лидирует, а твердо и уверенно идет в середнячках. Ну, слово «середнячок» не очень впечатляет, но подумайте о тех странах, с которыми ее сравнивают. Все они - либо члены Евросоюза с хорошей репутацией, либо (если говорить о Хорватии) страны, которые скоро вступят в ЕС. Короче говоря, это те государства, которые добились значительного прогресса в либерализации экономики и политики, и это - такой прогресс, которого Россия не добьется при любом правдоподобном сценарии. В России в тот же период времени наблюдалась политическая стагнация и даже регресс. Может ли кто-нибудь, оценив все эти данные, сказать, что Россия поплатилась за свое движение в антидемократическом направлении? Я точно не могу.

На самом деле, больше всего беспокоит то, что некоторые из этих стран после вступления в ЕС не наблюдают у себя существенного роста. То, что должно было стать устойчивым экономическим процветанием, превратилось в продолжительный застой. А это - исключительно опасно. Как демонстрирует исторический опыт самой России, если у людей «демократия» начнет ассоциироваться с «экономическими невзгодами», то появятся все шансы, что сама демократия лишится своей легитимности. Насколько близка такая опасность? Не очень, если не считать Венгрию. Демократические институты в регионе, слава Богу, действуют довольно успешно и активно. Пока. Однако, общие прогнозы для периферии еврозоны на следующие несколько лет по-настоящему мрачные: режим строгой экономии, замедление роста, увеличение налогов, сокращение пенсий, а также общая экономическая непривлекательность. В такой ситуации можно со временем ожидать серьезного ослабления демократических институтов и норм, а это станет несомненной катастрофой для жителей региона.