Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Геостратегический порядок в движении

Напряженность в Нагорном Карабахе разжигает азербайджанско-армянский конфликт.

© коллаж ИноСМИАзербайджан и Армения
Азербайджан и Армения
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние дни наблюдалось усиление напряженности на границе между Азербайджаном и Арменией, точнее - в восточной половине Нагорного Карабаха. Сказать по правде, спорадические схватки между армянами и азербайджанцами в окрестностях Карабаха происходят с определенной частотой, но последние инциденты начинают приобретать более решительный и, следовательно, - более опасный характер для всего Кавказского региона.

В последние дни наблюдалось усиление напряженности на границе между Азербайджаном и Арменией, точнее - в восточной половине Нагорного Карабаха. Сказать по правде, спорадические схватки между армянами и азербайджанцами в окрестностях Карабаха происходят с определенной частотой, но последние инциденты начинают приобретать более решительный и, следовательно, - более опасный характер для всего Кавказского региона.

В отличие от динамичного и непредсказуемого российско-грузинского конфликта, ситуация в Нагорном Карабахе заморожена уже двадцать лет. Несмотря на посредничество западного мира и России, до настоящего момента не было найдено никакого решения, которое удовлетворило бы обе стороны. Теперешний status quo - тот же самый, что был в теперь уже далеком 1994 году, когда было подписано перемирие. Армянская армия, благодаря массивной поддержке Российской Федерации и населения армянского происхождения, которое составляет большинство на данной территории, смогла оккупировать весь регион, вытеснив силы азербайджанцев и азербайджанское население к востоку.

Следующий шаг, который последовал за перемирием, состоял в объявлении независимости Нагорного Карабаха в одностороннем порядке, которая никем не была признана. Фактически, регион стал территориальным расширением Армении. Кроме того, зона полностью заселена армянами. Без политической, военной и экономической помощи Еревана регион никогда не смог бы самоутвердиться и существовать. Россия тоже сыграла очень важную роль в этом сложном деле и позволила Армении овладеть территорией Нагорного Карабаха.

Кремль предоставил молчаливую поддержку Еревану в обмен на крепкое военно-политическое партнерство с Арменией и возможность сохранить некоторые российские военные базы внутри этой маленькой страны, занимающей важную стратегическую позицию на юге Кавказа. А Европейский союз занял крайне шаткую позицию в этом конфликте в основном из-за его относительной слабости в эти годы, а также из-за противоречивых мнений в этом вопросе.

Турция со своей стороны предоставила некоторую политическую помощь Баку в ходе конфликта. Тем не менее, она была не в состоянии «спасти» своих азербайджанских кузенов от неизбежного военного поражения из-за крайне ограниченных политических средств, имевшихся в ее распоряжении в 1994 году, и из-за страха российской реакции. Анкара заблокировала границу с Арменией, аннулировав как самолетные, так и наземные перевозки на свою территорию. Подчеркнем, что эти ограничительные меры действуют и сегодня.

Азербайджан прекрасно знал о молчаливом соглашении Армении и Российской Федерации, благодаря которому Ереван смог добиться военной победы и оккупировать не только территорию Нагорного Карабаха, но и другие небольшие регионы, прилегающие к Азербайджану. Но беря в расчет долгосрочную политическую стратегию, Баку предпочел не разрывать полностью отношения с Кремлем и обернуть будущее российское «посредничество» в свою пользу. Остается посмотреть, оказалась ли эта стратегия правильной, но несмотря на эти двадцать лет status quo решительно не в пользу Баку, Азербайджан смог сохранить свою фактическую территориальную целостность, признанную всем миром, который считает, что рассматриваемый регион находится внутри его национальных границ.

Сегодня Азербайджан требует, чтобы его суверенитет и территориальная целостность, признанные ООН, уважались. Следовательно, он хочет, чтобы Армения вывела свою армию из Нагорного Карабаха.

Одновременно с этим Армения просит, чтобы политические требования местного населения армянской национальности были приняты во внимание. Кроме того, Ереван хотел бы, чтобы начались переговоры по будущему статусу Нагорного Карабаха, который должен определить положение этого региона.

Позиции этих двух стран крайне противоположны, и, несмотря на усилия и посредничество Минской группы, найти решение этому кавказскому конфликту очень сложно.

В то время как мы, представители западного мира, предпочли бы найти более быстрое решение, Россия скептически относится к такой возможности, она заинтересована удерживать status quo, чтобы сохранить свое влияние в зоне и иметь необходимые рычаги для контроля в регионе. В действительности, сохранение существующего положения выгодно и Армении, которая в течение двадцати лет контролирует Нагорный Карабах. Единственная страна, которой вредит нынешняя ситуация, это - Азербайджан, так как ему приходится мириться с тем, что большая часть его территории находится под контролем Армении, хотя закон и международное признание его территориальной целостности - на его стороне.

В эти последние месяцы Азербайджан не раз повторял свое намерение воспользоваться правом на самозащиту (и, следовательно, атаковать Армению), если дипломатическое разрешение конфликта окончательно потерпит провал. Кажется, что в настоящий момент Азербайджан не готов к войне с Арменией, а значит, непрямым образом - и с Россией, которая наверняка будет вынуждена вмешаться для защиты своего единственного и верного союзника на Кавказе. С другой стороны, Россия уже доказала во время конфликта с Грузией в 2008 году, что она не будет колебаться, с применением силы, если речь идет о защите ее «союзников».