Лимасол — Икра и пельмени стоят на полках супермаркетов этого живописного приморского города на Кипре. В нем - столько русских, что его стали называть «Лимасолградом».
Теперь многие в этом крошечном островном государстве, чьи банки и правительство стоят перед лицом банкротства, надеются на финансовое спасение со стороны России, а не Германии и Европейского союза.
«Я бы предпочла, чтобы нас спасла Москва, - говорит тридцатилетняя Елена Тсолия (Elena Tsolia), продавщица в универмаге Debenhams, где российские покупатели расхватывают флаконы духов Dior и Chanel. - Мы - маленькая островная страна, и мы не хотим принадлежать Германии».
Победа партии, ратующей за финансовую помощь, с небольшим перевесом голосов на греческих выборах в воскресенье помогла смягчить некоторые опасения, что потенциальный выход Греции из зоны евро разрушил бы кипрскую экономику, которая сильно зависит от греческих банков. Но как обратная реакция на распространение суровых мер экономии во всей Европе, кипрские чиновники говорят, что они полны решимости избежать тех жестких сокращений бюджета, которые расстроили греческую экономику.
Российское правительство в прошлом году дало Кипру трехлетнюю ссуду размером в 2,5 миллиарда евро под проценты ниже рыночных (4,5%), чтобы помочь государству обслуживать госдолг. Теперь Кипру нужно еще по меньшей мере 1,8 миллиарда евро к концу этого месяца, чтобы поддержать его ослабленный банковский сектор.
Кипрские чиновники говорят, что они надеются договориться с Москвой о новом кредите уже на этой неделе. Аналитики говорят, что он может составить целых 5 миллиардов евро. Кредит от Москвы – наилучший вариант, говорят кипрские чиновники, так как они смогут получить его с меньшим количеством условий, чем пакет финансовой помощи от Евросоюза, и таким образом, он поможет гарантировать, что десятипроцентная ставка налога на прибыль организаций на Кипре (самая низкая в ЕС и главный пункт притяжения для приблизительно 50 тысяч русскоязычных на Кипре) останется неизменной.
Но некоторые аналитики предупреждают, что, ориентируясь на Россию, Кипр, который 1 июля перенимает президентские полномочия в Евросоюзе, рискует стать вассалом Кремля. При этом президент Димитрис Христофиас (Demetris Christofias), увлеченный союзник российского президента Владимира Путина и единственный коммунистический лидер в Евросоюзе, может и так неловко выглядеть в глазах общественности, когда Кипр примет на себя управление блоком.
Христофиас, бегло говорящий по-русски, учился в университете в Москве и лично контролировал ход переговоров с Россией по поводу кредита, говорят чиновники. В ходе визита в Москву в 2008 он назвал себя «красной овцой» Европы.
«Кипр должен решить, хочет ли он быть членом Европейского союза или Советского Союза», - говорит Фиона Маллен (Fiona Mullen), ведущий аналитик на Кипре. Она отметила, что, если Кипр примет вторую ссуду от России, почти две трети валового внутреннего продукта страны могут потенциально попасть во владение российских кредиторов.
Такая перспектива вызывает беспокойство среди тратящих большие денежные средства российских экспатриатов на острове и их армии бухгалтеров и адвокатов, которые извлекают выгоду, работая в стране, огражденной от российского беззакония и коррупции.
Некоторые аналитики предупреждают, что Россия может потребовать высокую цену за свою поддержку, в том числе - долю в больших запасах газа страны, недавно обнаруженных в восточном Средиземноморье. Российские компании, в числе других, участвуют в тендере по разведке. Никосия настаивает на том, что получение кредита от России не будет иметь никакого влияния на получение концессии. Но кипрский газ поможет возместить энергетическую зависимость Евросоюза от России, и аналитики говорят, что намерения Москвы в данном контексте остаются неясными.
Многим киприотам и членам российского сообщества острова критика потенциальной ссуды от России кажется лицемерием. Георгиос Василиу (George V. Vassiliou), бывший президент Кипра, сказал в интервью, что то, что Кипр будет искать наиболее благоприятные условия - это только естественно. Критика влияния России на Кипр, - добавил он, - не что иное, как русофобия.
«Это пережитки холодной войны, - сказал он. - Если бы CitiBank предлагал кредит, то никто не обвинял бы нас в том, что мы - вассал Соединенных Штатов».
Пылкий роман между одной из самых крошечных стран Европы и ее гигантским союзником основан на взаимных интересах.
Кипр предоставляет Москве выход в Евросоюз, самый большой в мире торговый блок, выход для тысяч компаний, зарегистрированных на Кипре, бенефициары которых - россияне. 20 процентов прямых иностранных инвестиций в России в прошлом году были внесены Кипром - это больше, чем было внесено Китаем.
Христофиас доказал, что он - надежный защитник Москвы. В конфиденциальной телеграмме 2009 года из посольства Соединенных Штатов на Кипре в Вашингтон, опубликованной на WikiLeaks, отмечалось, что Христофиас сурово критиковал НАТО. Там говорилось, что политика поддержки российских интересов в сфере безопасности Европейского союза, проводимая Христофиасом, казалась «добровольной».
Он был одним из немногих лидеров ЕС, который поддержал Россию во время ее войны с Грузией в 2008 году. Он также поддержал Москву в критике предлагаемой системы ПРО в Восточной Европе, против которой сильно возражает Кремль.
Россия обеспечивает Кипр в экономическом плане, а также является устойчивым геополитическим союзником страны. Андреас Маврояннис (Andreas D. Mavroyiannis), замминистра по делам Европы, сказал во время интервью, что Россия, постоянный член Совета Безопасности ООН, последовательно поддерживала Кипр в конфликте по разделению острова.
Турция напала на Кипр в 1974, разделив остров на большую греческую часть и меньшую турецкую часть, которую признает на международном уровне только Анкара. Турецкое присутствие остается реальной и ежедневной навязчивой идеей, преследующей греческих киприотов, и российская поддержка дает им чувство защищенности.
Но Маврояннис подчеркнул, что Кипр ориентируется на запад, а не на восток. «Мы не ищем способа уйти от наших европейских обязательств, - сказал он. - Мы получили ссуду от России без каких-либо обязательств с нашей стороны».
Культурное влияние России ощутимо на Кипре. На острове есть несколько русских школ и русская радиостанция. «Тарас Бульба», украинский ресторан в Лимасоле, названный в честь героической эпопеи Николая Гоголя, завлекает посетителей на кириллице.
Многие российские эмигранты платят здесь за недавно выстроенные приморские виллы, согласно брокерам, чемоданами наличных денег, вызывая среди киприотов редкие всплески антироссийских высказываний о том, что русские раздувают цены на недвижимость.
Самый известный российский инвестор на Кипре - Дмитрий Рыболовлев, миллиардер, которому когда-то принадлежала империя калийных удобрений и который является бенефициаром оффшорного фонда с крупной долей в Банке Кипра.
Аналитики говорят, что российские шпионы, по слухам, также работают на Кипре. Остров находится недалеко от Ближнего Востока помогает России поддерживать там свою сферу влияния. В январе российское грузовое судно, заполненное 60 тоннами боеприпасов, остановилось на Кипре по пути в Сирию. Кипр, как член Европейского союза, обязан повиноваться строгому эмбарго блока на военные поставки в Сирию. Но судну позволили отчалить, говорят чиновники, после предоставления гарантий, что оно изменит свой маршрут.
В то время как привязанность Кипра к России может быть скорее финансовой, чем духовной, россиянка Наталья Кардаш, главный редактор российского еженедельника «Вестник Кипра», говорит, что русские чувствуют родство с киприотами, частично потому, что у них общая православная религия.
В конечном счете, кипрские чиновники говорят, что страна, возможно, сможет просить помощи и у российского правительства, и у Евросоюза. Один из вариантов, которые сейчас рассматривают, состоит в том, чтобы обратиться к Евросоюзу за пакетом финансовой помощи с целью укрепления банковского сектора страны, и одновременно - за кредитом к России, чтобы помочь укрепить раздутые и истощенные государственные финансы страны.
Так или иначе, Кардаш считает, что русские пришли надолго. «Киприоты - гостеприимный народ, - говорит она. - Многие здесь говорят по-русски. Вы не чувствуете себя иностранцем. Почему вдруг кто-то захочет отсюда уезжать?».