Электоральный взлет «Золотой зари» застал Грецию врасплох. В течение буквально нескольких месяцев она прошла путь от полной ничтожности и безвестности до популярности, набрав почти 7% голосов в ходе всеобщих выборов. Она сохранила те же проценты на июньских выборах, когда избиратели были уже в полной мере проинформированы о неонацистском характере данной партии. Отданные за эту партию голоса распределяются довольно равномерно как по географическому, так и по половому признаку. Чуть выше поддержка «Золотой заре» прослеживается среди мужчин и в районах с правыми настроениями. У нее вполне определенный социальный базис – это мелкие собственники, безработные, представители сил безопасности, а также криминальное подполье.
Откуда появилась «Золотая заря»? Это чисто национальное явление, или она служит предзнаменованием общеевропейской тенденции? Могут ли аналогичные партии усилить свои позиции в других обществах, истерзанных экономическим кризисом? Безусловно, объяснять это какими-то «национальными» характеристиками нельзя ни в коем случае. Если хотите, Греция с Британией были в ряду тех немногочисленных стран, где накануне Второй мировой войны не возникло никаких массовых фашистских движений.
Фашисты появились и размножились в Греции не сразу и не вдруг. Радикальные правые идеи проникали в общественное сознание постепенно, и лишь в последние 20 лет они получили широкое распространение. А затем тройка в составе Еврокомиссии, Европейского центробанка и МВФ ввела меры, приведшие к сильнейшему обнищанию населения, и даже породила получившее массовое распространение впечатление упадка и принесения в жертву всего греческого народа, который ощутил, что его унижают и подвергают гонениям. Как пишет в своем авторитетном труде «Anatomy of Fascism» (Анатомия фашизма) американский историк Роберт Пакстон (Robert Paxton), все это способствует развитию и подъему фашизма. И наконец, когда кризис уничтожил привычную привлекательность правящих партий, многие избиратели повернулись в сторону тех, кто открыто признавал то, на что традиционные политики лишь намекали.
«Золотая заря» появилась на избирательном радаре в ноябре 2011 года, когда все прочие силы правых участвовали в никем не избиравшемся и никем не любимом правительстве банкира Лукаса Пападемоса (Lucas Papademos). Партия демонстрировала антисистемный имидж, но на самом деле, ее цели и практическая деятельность находятся в полной гармонии с влиятельными греческими институтами. Например, сначала иммигрантов демонизировало само государство. Их интернировали, их права на практике не соблюдались. Чиновникам не удалось ввести в действие протекционистское трудовое законодательство. Полиция и суды не преследуют в уголовном порядке фашистов, как того требует действующий закон, который более или менее адекватен. Они не применяют карательные санкции за расистские нападения, за антисемитизм и распространение ненависти. А все это - отличительный знак «Золотой зари».
Усиливающийся фашизм также многим обязан средствам массовой информации из мейнстрима. Греческие телеканалы, которые по сути дела никак не регулирует государство, и которые находятся в собственности у нескольких мелкотравчатых берлускони местного разлива, десятилетиями культивировали шовинизм, расизм, пренебрежительное отношение к женщине и ненависть к иммигрантам. А теперь они по привычке представляют кадры из «Золотой зари» как нормальных людей, выставляя напоказ их более светлые стороны и даже превращая их в иконы жизненного уклада и телезнаменитостей. Они редко обсуждают те жестокие преступления, в совершении которых обвиняют этих людей, и за которые они уже были осуждены.
Наибольшую тревогу вызывает та легкость, с которой консерваторы оправдывают действия фашистов. Многие правые приветствовали недавнее жестокое нападение депутата от «Золотой зари» Илиаса Касидиариса (Ilias Kasidiaris) на двух женщин-депутатов от левых сил, которое показали в прямом эфире по национальному телевидению. Это даже помогло фашистам набрать больше голосов. Руководитель северного отделения партии «Новая демократия» незамедлительно заявил, что его партия и «Золота заря» это «братские организации». И это не вызвало никакой критики со стороны его коллег. Привилегированные слои общества и традиционные политики все чаще усматривают в культивировании массового фашистского движения вполне закономерный ответ на наступление левых сил. В условиях общественных неурядиц и свободного падения экономики это может иметь взрывоопасные последствия.
К глубокому сожалению, левые все эти годы недооценивали данную угрозу, надеясь, что она испарится сама собой. У руководства левых сил до сих пор отсутствует стратегия противодействия распространению фашизма. Коалиция радикальных левых СИРИЗА до недавнего времени считала демократические нормы чем-то само собой разумеющимся, а коммунисты, казалось, были твердо намерены повторить все те промахи и просчеты, которые привели к власти Гитлера.
Обе партии отказались мобилизовать свои усилия, когда «Золотая заря» при поддержке полиции создала в самом центре Афин собственное феодальное владение. Годы безмятежности и безразличия, когда многотысячные нападения на иммигрантов не вызывали почти никакой реакции, привели к тому, что депутатов стали избивать прямо перед камерами. И даже тогда левые отказались от призывов к массовой мобилизации на борьбу с бандитами. Легко распознаваемая мораль этой истории такова: когда фашисты избивают руководство левых, оно демонстрирует поистине христианское смирение. Это не порождает особого энтузиазма среди рядовых партийцев, а уважения к себе такая позиция вызывает еще меньше.
Вся надежда теперь на реакцию гражданского общества. В последние недели во многих местах возникли местные антифашистские организации, не пользующиеся почти никакой поддержкой со стороны левого руководства. Крупные города Греции потрясли массовые антифашистские митинги, сплотившие тысячи и тысячи людей. Пошли даже разговоры о группах самообороны в составе местных жителей и иммигрантов, которые будут вести борьбу с «Новой зарей» на улицах, обеспечивая всему населению ту безопасность, которую государство сегодня обеспечивает лишь немногим.
Аналитики предсказывали усиление фашистов в Греции, где сегодня доминирует евопейская тройка. Факторы, способствующие такому усилению, существуют и в других государствах. В странах еврозоны, становящихся жертвами долгового кризиса, фашизм снова выдвинется на передний край. Его динамика сегодня слабее, чем в 1930-е годы, однако он снова опасен. Канцлер Германии Ангела Меркель преуспела в том, что не удалось даже Гитлеру: она создала в Греции нацистскую партию. В других странах для таких свершений потребуется гораздо меньше усилий.
Дефляционная экономическая политика в сочетании с государственной терпимостью к действиям фашистов, симпатизирующими им СМИ, правыми, которым нужны союзники на улицах, и дремлющими левыми это готовый рецепт катастрофы. Собратья «Золотой зари» могут выйти на улицы Больцано и Бирмингема гораздо раньше, чем мы предполагаем.