Йонатан Ливни (Jonathan Livny) так хотел, чтобы музыку покойного немецкого композитора Рихарда Вагнера сыграли в Израиле, что решил вложить в это собственные деньги. Несколько месяцев назад он нанял сто лучших музыкантов страны, арендовал зал в Университете Тель-Авива и разместил рекламу концерта в газете. В течение недели, говорит он, было продано 600 билетов. Ливни - 64-летний любитель классической музыки, отец вырастил его на записях Вагнера, с которыми он бежал из Германии в 1935 году. Он описывает музыканта XIX века как одного из важнейших композиторов в истории. Однако, Вагнер был также и воинствующим антисемитом, и хотя он умер задолго до подъема нацистской Германии, Адольф Гитлер сделал из него икону третьего рейха - режима, который убил 6 миллионов евреев. За несколько дней до того, как в начале месяца должен был состояться концерт, Университет Тель-Авива сообщил Ливни, что он не может воспользоваться их помещением. Одна гостиница в Тель-Авиве согласилась принять мероприятие, но затем тоже дала задний ход. «Мы потеряли много денег, - сказал он нашему изданию. - Но я не сдамся».
Отказ совсем не удивителен. Израильтяне почти помирились с Германией. Они водят немецкие машины, пьют немецкое пиво и даже импортируют товары компаний, которые во время Второй мировой войны использовали рабский труд евреев. Однако в условиях все еще непростой динамики отношений двух стран неофициальный запрет на Вагнера каким-то образом пережил сближение. Израильские оперные компании никогда не исполняли его знаменитый цикл «Кольцо Нибелунгов» или другие его произведения. Дирижеры, которые пытались включить его композиции в свои концерты, провоцировали конфликт. «Для израильтян он остается символом не просто нацистской Германии, но самого Гитлера», - говорит Шэрон Пардо (Beersheva University), глава Центра исследований европейской политики и общества Университета Беер-Шевы. «Это серьезный и очень деликатный вопрос».
Это - особенно чувствительный вопрос для переживших Холокост, их в Израиле порядка 200 000 человек. В своих эссе и статьях Вагнер резко отзывался о евреях, но также о них писали многие европейские деятели его эпохи. Что выделяет этот случай - и что запомнили выжившие - это отношение Гитлера к этому композитору, использование им его музыки во время нацистских мероприятий и его склонность использовать труды Вагнера как обоснование собственных расистских идей. «Вагнер предоставил Гитлеру идеологическую инфраструктуру», - говорит Ури Ханох (Uri Chanoch), 84-летний израильтянин, который начало войны встретил в Литве, а конец - в концентрационном лагере Дахау в Германии. Теперь, будучи заместителем директора центра переживших Холокост, Ханох борется с любым предложением сыграть Вагнера в израильских учреждениях, финансируемых на деньги налогоплательщиков. «У нас нет причины относиться к нему с терпимостью. Разве не хватает другой музыки, кроме Вагнера?»
Однако, для многих музыкантов ответ - нет. Произведения Вагнера были настолько новаторскими и основополагающими в эволюции классической музыки, что их нельзя обходить стороной, считает бывший музыкальный директор Израильской оперы Ашер Фиш (Asher Fisch). 54-летний Фиш вырос в Иерусалиме, но теперь живет за границей. Как и другие израильтяне по обе стороны спора, у него тоже есть своя история. Его мать была выслана из Вены в 1939 году, и оба его родителя в Холокост потеряли близких и родных. Однако Фиш говорит, что, когда он дирижировал Вагнера в государственной опере Вены, его мать им гордилась. «Невозможно, чтобы израильские музыканты за всю карьеру ни разу не сыграли Вагнера», - говорит Фиш, который сейчас является приглашенным дирижером в Опере Сиэттла. «Просто для примера - для медных духовых инструментов он писал так, как никто другой».
Это - как минимум, одна причина, по которой Ливни продолжает продвигать исполнение Вагнера в Израиле. Юрист по профессии, Ливни два года назад основал первое израильское Общество Вагнера, что привело к тому, что теперь он нередко получает письма с оскорблениями и угрозами. Он встретился с Фишем во время его выступления в Европе в прошлом году и убедил его дирижировать концертом, который он планировал в Университете Тель-Авива. Он сказал нашему изданию, что теперь попытается сделать так, чтобы Университет возместил убытки. Ливни указывает на то, что сам Израиль подвергается культурным бойкотам за обращение с палестинцами на Западном берегу Иордана и в Газе – факт, который должен сделать израильтян более восприимчивыми к этому вопросу. «Культурные бойкоты против кого бы то ни было омерзительны, - говорит он. - Включая давно покойного антисемита».