Санкт-Петербург – В пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что политические протесты являются «новой нормой», а правительству придется вести диалог с растущим средним классом.
Десятки тысяч россиян вышли на улицы в знак протеста против предполагаемых массовых фальсификаций результатов парламентских выборов, прошедших в декабре, а после мартовского избрания Путина президентом, протесты, хоть и ставшие более редкими, все же продолжились.
Окончание избирательного цикла не означает, что все более влиятельный городской средний класс россиян потеряет аппетит к переменам, и новому правительству нужно будет ответить на его требования, сказал он в интервью Reuters.
«Мы идем по пути всех развитых стран, и нам необходимо научиться жить в ситуации, когда средний класс активен и – в случае, если ему что-то не нравится – хочет громко заявлять об этом», - отметил 45-летний Шувалов в ходе международного экономического форума в родном городе Путина Санкт-Петербурге.
«Для нас это новая норма... Попытка избежать этого типа протеста - очень рискованная. Нам нужно научиться жить с этим и понять, что нужно сделать для того, чтобы обеспечить нужды людей».
Шувалов сохранил свой пост второго человека в правительстве после того, как в мае Путин поменялся должностями со своим протеже Дмитрием Медведевым, занявшим кресло премьер-министра.
По завершению политического перехода Путин сделал шаги в сторону сдерживания политических протестов новым законодательством, предполагающим резкое увеличение штрафов за нарушение общественного порядка со стороны митингующих.
Силы безопасности также провели обыски в домах оппозиционных лидеров, включая блогера и юриста Алексея Навального, вызвав его на допрос перед последним антипутинского митинга в Москве, который состоялся 12 июня.
Многие протестующие являются представителями среднего класса – а это, по словам Шувалова, около 30% населения страны. Один
работающий на правительство исследовательский центр описал средний класс так: это люди, которые получают зарплату, позволяющую купить жилье при помощи ипотеки – то есть минимум 25 тысяч рублей в месяц.
Шувалов, вторя вчерашнему выступлению Путина перед иностранными инвесторами, четко дал понять, что призывы к изменениям в России не должны угрожать стабильности страны.
«Мы меняем нашу политическую систему», - заявил Шувалов. «Президент был предельно ясен – это очень хорошо, это нормально. Но, чтобы мы ни делали, все должно оставаться в рамках закона».
План «Б»
Шувалов, отвечающий в правительстве за экономическую политику и приватизацию, заявил, что российская экономика сейчас - в хорошей форме, и подчеркнул, что годовая инфляция находится на рекордно низком для постсоветского периода уровне в 4%, а также отмечается стабильный рост.
Но он также отметил, что Россия остается крайне зависимой от цен на нефть и другое сырье, а европейский долговой кризис может спровоцировать спад хуже финансового кризиса 2008 года. Тогда, в 2009 году, российская экономика сократилась на 8%.
Шувалов заявил, что правительство подготовит запасной проект бюджета, в котором будет предусмотрено вероятное падение цен на нефть с нынешних 90 долларов до 60 долларов за баррель. В бюджет этого года была заложена цена в 115 долларов за баррель.
Если произойдет подобное падение, правительство задействует свои резервы с тем, чтобы финансировать запланированные на этот год расходы, но следующий год будет «очень бережливым, жестким и ответственным».
«Мы понимаем, что, при всей нестабильности в Европе и при вопросах о фискальном союзе, о Греции, Италии, Испании и Ирландии, однажды это может затронуть и нас», - отметил он.
«Мы - часть мирового рынка. Нам нужно быть готовыми», - добавил он.
Шувалов заявил, что не ожидает распада еврозоны, однако вице-премьер считает, что банковский кризис региона затормозит экономику. Крупные развивающиеся рынки, например, Китай и Индия, тем временем замедляются, что контрастирует с их быстрым ростом во время кризиса 2008-2009 годов.
«Представьте, что случится, если в Азии рост замедлится, а одновременно с этим в Европе произойдет что-то ужасное, - сказал Шувалов. - Если это случится, Россия окажется в середине, мы окажемся в очень непростом положении».