Бишкек – Свадебные церемонии в гористой Киргизии традиционно проходят под народные песни и – все чаще и чаще – под российский поп, но сейчас завсегдатаи вечеринок могут наслаждаться когда-то запрещенными мелодиями настоящего джаз-бэнда.
«Мы получаем приглашения играть на свадьбах, и мы очень рады, –рассказал барабанщик бишкекского джаз-бэнда «Соленые орешки» (Salt Peanuts) Бакыт Кыдыкбаев. – Разве это не прекрасно, что люди хотят слушать джаз на традиционных свадебных церемониях?»
Во времена СССР любая западная музыка, особенно джаз, расценивалась как антисоветская и в результате оказалась в глубоком «подполье» в Киргизии. Тогда существовала пословица: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
Но сегодня из кафе и ресторанов Бишкека, которые часто расположены в «выросших» посреди бетонных советских построек новых зданиях, нередко долетают импровизированные саксофонные мелодии.
В столице каждую весну даже проходит фестиваль джаза, на который приезжают региональные группы, а также музыканты из Европы и США.
Бурул Сатыбаева, менеджер проектов в фонде «Центральная Азия–Арт Менеджмент», который и организует фестиваль в Бишкеке, говорит, что аудитория слушателей джаза в Киргизии растет с каждым годом.
«Мы проводим джазовые фестивали в Киргизии с 2006 года, - сообщила Сатыбаева. - В этом году мы пригласили 15 групп со всего мира. Мы видим растущий интерес, что довольно удивительно, так как первые фестивали не были столь популярными».
Владелец магазина пластинок в Бишкеке Александр Степанов заявил, что любители музыки в Киргизии постепенно открывают для себя западную музыку, и джаз не является исключением.
«Уже не удивляюсь, когда молодежь просит старые записи Чарли Паркера, - рассказал Степанов, который уже более 20 лет занимается музыкальным бизнесом. - Я все еще помню дни, когда мы записывали подпольные копии пластинок на использованных рентгеновских снимках».
«Кажется, что сегодня джаз идет в массы, - заявил он. - К сожалению, музыкальные инструменты очень дорогие. Если бы они были дешевле, уверен, было бы больше исполнителей».
Фонд «Центральная Азия–Арт Менеджмент» сотрудничает с международными группами и посольствами, чтобы привозить западные группы, которые иначе никогда бы не посетили регион.
Но уникальные мелодии, создаваемые музыкантами из Центральной Азии при помощи местных инструментов, не менее популярны, чем их западные аналоги.
«Местные джаз-бэнды и приглашенные группы из соседних стран также исполняют смесь джаза и народной музыки, - рассказала Сатыбаева. - Это самая удивительная часть. Люди любят слушать гармоничные сочетания саксофона, барабанов и котрабаса с комузом, народным музыкальным инструментом.
Киргизская музыкальная индустрия также всегда подвергалась сильному влиянию российской поп-культуры.
Часто наведываясь в Бишкек, российские поп-музыканты не только вызывают аншлаги на концертах, но и формируют местную музыкальную культуру.
«Я очень люблю джаз и стараюсь слушать его в кафе города, - рассказала блогер Нураим Рускулова. - Джаз стал модным, так как пока особых альтернатив доминирующей поп-музыке не существует».
Тем не менее, фанаты замечают, что Бишкеку не хватает специальной джазовой площадки, и по мнению г-на Кыдыкбаева, владельцы кафе упускают хорошую возможность.
«Каждый день мы играем в разных заведениях, где проводятся джазовые ночи, - рассказал Кыдыкбаев, чьи два сына также являются членами джаз-бэнда. - Но нет ни одного места, где мы могли бы играть ежедневно».
«В Бишкеке есть спрос на джаз, и эта ниша еще не занята», - добавил он.
Кыдыкбаев также жалуется на остутствие музыкальной школы с джазовым уклоном.
Он с самого детства учил своих сыновей, Эркина и Кубана, теперь играющих на контрабасе и саксофоне. А Эркин даже учился у культового контрабасиста Рона Картера (Ron Carter) в США.
Но мало музыкантов имеют такую возможность, и поэтому большинство из них - самоучки.
«Это действительно влияет на качество джаза, - сказал Кыдыкбаев. - Не все бэнды хороши. К сожалению, сейчас мало кто в Киргизии способен отличить хороший джаз от плохого. Но мы идем к этому. Аудитория потихоньку учится».