Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цой жив: все как в 1989 г.

© Фото : предоставлено фотографом Сергеем БерменьевымВиктор Цой перед концертом. 1990 год. Фото сделано незадолго до гибели певца
Виктор Цой перед концертом. 1990 год. Фото сделано незадолго до гибели певца
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Однажды осенью 2010 года один российский миллиардер в разговоре сказал, что настроение в стране начинает напоминать ему 1988 год. И в качестве доказательства добавил: «Опять исполняют Цоя». То, что сегодня музыку Цоя опять играют – не просто дань тому, каким хорошим музыкантом он был. Возвращение Цоя знаменует то, что история отчасти повторяется.

Виктор Цой так и не стал известным за пределами бывшего Советского Союза. Но для поколения конца 80-х он был культовой фигурой. Как солист и композитор «Кино», одной из самых популярных советских рок-групп, он писал смелые, авангардные песни, которые стали частью музыкального фона для эры горбачевской перестройки. 

 

В этот четверг ему исполнилось бы 50 лет – юбилей, до которого он не дожил. Цой умер в 1990 году, как и подобает рок-звезде – в автокатастрофе в возрасте 28 лет. Это событие отметили показом документальных фильмов по телевидению, концертами и измененным логотипом российского Google.  

 

То, что сегодня музыку Цоя опять играют – не просто дань тому, каким хорошим музыкантом он был. Русские снова протестуют на улицах, требуя большей демократии, и возвращение  Цоя знаменует то, что история отчасти повторяется. 

 

Родившись в семье корейца и русской, Цой рос во втором по значению городе России - тогдашнем Ленинграде, который по совпадению был еще и родным городом сегодняшних российских высокопоставленных чиновников, в том числе президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. Но, в отличие от Путина, который старше Цоя на девять лет, его привлекал мир городского андеграунда и ленинградский рок-клуб - первая легальная рок-тусовка в городе, находившаяся под присмотром КГБ.   

 

Разумеется, западные комментаторы не могли удержаться и не сравнить Цоя с Джимом Моррисоном (Jim Morrison) или Куртом Кобейном (Kurt Cobain). Но это не в полной мере отражает его роль в жизни бывшего СССР. Он был одним из первых представителей рок музыки, которого разрешали и выпускали на сцену на фоне серой и однообразной действительности на закате Советского Союза. Он выражал те настроения и исполнял ту музыку, которую всего лишь несколько лет до этого почти всюду запрещали, и ее можно было услышать только на контрабандных кассетах или в нелегальных клубах. 

 

И еще песни Цоя имели политическую окраску и отражали дух того времени. Это, прежде всего, относится к его знаменитой «Перемен!», написанной в 1986 году: 

 

«Перемен! - требуют наши сердца. Перемен! - требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: «Перемен! Мы ждем перемен!»

 

По всей советской стране в студенческих общежитиях можно было услышать слова этой песни, разносящиеся из кассетников или звучащие под гитару. Так же популярна была и написанная в 1988 году «Группа крови» с ее нескрываемым намеком на войну в Афганистане. Эта война стала Вьетнамом по-советски и в нее были втянуты тысячи молодых советских парней.

 

«Группа крови - на рукаве, Мой порядковый номер - на рукаве, Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне: Не остаться в этой траве, Не остаться в этой траве. Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!»

 

Однажды осенью 2010 года в Москве во время разговора один российский миллиардер предупредил, что в обществе назревает недовольство и раздражение, он сказал, что настроение в стране начинает напоминать ему 1988 год. И в качестве доказательства добавил: «Опять исполняют Цоя». 

 

И это был знак. Прошло чуть больше года, и в российской столице на улицы вышли люди, протестующие против правительства. Через четверть века после «перестройки» песня Цоя «Перемен!» звучит как гимн протеста.