«Незалежність», или в переводе с украинского языка «Независимость» - так в четверг в Сингапуре была названа платформа по добыче газа, которую АО «Рижская судоверфь» поставит украинскому государственному предприятию «Черноморнефтегаз». После недавних «газовых войн» с Россией Украина полна решимости получить полную энергетическую независимость от своего восточного соседа, поэтому и реализуется столь масштабный проект, в котором латвийское предприятие сумело «урвать» куш почти в 400 миллионов долларов. Правда, «Независимость», которая сейчас начинает путь продолжительностью в полтора месяца к Босфорскому проливу, полную энергетическую независимость Украины еще не обеспечит.
На участие в конкурсе, который в конце прошлого года объявило государственное предприятие Украины, подали заявки 124 претендента, поэтому победа возглавляемой латвийским миллионером Василием Мельником Рижской судоверфи вызвала большой ажиотаж. На вопрос о том, что должно делать латвийское предприятие, чтобы победить в таком конкурсе, Мельник лишь многозначительно отметил: «Это наша коммерческая тайна».
Платформа высотой 190 метров теоретически может добывать и нефть, и газ, но газ сейчас является приоритетом Украины. Самое сложное в этом проекте еще впереди, в том числе и фаза, в которую самым непосредственным образом будут вовлечены инженеры Рижской судоверфи. «Главная причина, почему таких платформ в Черном море до сих пор нет, - это то, что их нельзя провести по Босфорскому проливу, через который построен мост. Поэтому нам нужно будет выполнить дорогую и сложную операцию – сначала демонтировать, а потом восстановить», - пояснил Мельник.
Вначале платформа будет доставлена в Турцию, для этого потребуется примерно полтора месяца, потому что во избежание возможных атак пиратов, ее потащат вокруг западного берега Африки. Когда платформа окажется в Турции, будут спилены опоры и большая часть верхней отделки – для того чтобы можно было пройти под мостом, платформа не должна быть выше 58 метров. К примеру, платформа «Петр Годованец», которую Украина приобрела в прошлом году, высотой всего 54 метра.
Проход через пролив станет самой опасной частью проекта, поскольку в этот момент конструкция будет нестабильной. После выхода из пролива платформу снова соберут, встроив все необходимое для специфики Черного моря оборудование, например, систему для очистки воды. В этой части проекта самым прямым образом будут участвовать работники Рижской судоверфи, и планируется, что на это может уйти четыре месяца.
Рижская судоверфь полуготовую базу для платформы, которая предназначена для бурения скважин в океане, приобрела у сингапурцев. Сингапур – крупнейший в мире производитель таких конструкций. Такая сделка осуществлена потому, что на строительство платформы «с нуля» потребовалось бы, как минимум, три года, а Украина хотела раньше, и платформу можно будет поставить уже через год после заключения договора. На вопрос о том, какая Латвии выгода от этого проекта, Мельник ответил: «Самое главное, что у нас есть возможности и перспективы, это значит, что дело нашего судостроения будет жить и дальше». К работам будет привлечено примерно 150 инженеров из Латвии.
В Латвии строительство платформы не проводилось, потому что для того чтобы оно окупилось, должно быть заказано, по меньшей мере, восемь или десять платформ, а не одна. К тому же, пока в Латвии не хватает местных специалистов, которые способны выполнить такую работу, и их нужно было бы обучать, сказал Мельник. К примеру, в Сингапуре на судоверфи, с которой поставлена база для платформы, работает 42 000 человек. Проблемы могли возникнуть и с доставкой платформы на Украину, поскольку не гарантировано, что конструкцию такой величины удалось бы протащить через Ирбенский пролив.
Руководитель украинского предприятия Евгений Бакулин признал Diena, что «Независимость» это только первый шаг к энергетической независимости. «То, что мы можем обойтись без российского газа, - это реально, но чтобы этого достичь, нужно много работать. Сколько мы сможем добыть при помощи этой платформы, будет зависеть от эффективности места добычи. В этом году планируем добыть дополнительно 100 миллионов кубометров газа, в следующем году – 450 миллионов, а в 2015 году – утроить добычу газа в шельфах Черного и Азовского морей», - пояснил Бакулин.
Перевод: Лариса Дереча