Лондон, Белград - После восьми лет правления поражение на выборах Бориса Тадича было почти неизбежным. Это часть нормального избирательного цикла, где граждане решили, что хотят перемен. Кроме того, правящей Демократической партии не пошли на пользу обвинения в коррупции и злоупотреблении полномочиями. Совершенно очевидно, что все это сыграло важную роль в выборе Томислава Николича на пост президента Сербии — говорит эксперт Лондонской школы экономики и политических наук (LSE) Спирос Економидес.
Danas: То есть, вы не удивлены победой Николича на пост главы государства?
Спирос Економидес: Нет. У Николича всегда была высокая степень народной поддержки на парламентских и президентских выборах. Кроме того, на последних выборах у Демократической партии была очень грязная кампания, и они недооценили возможность падения популярности правящей партии после стольких лет у руля власти, особенно в президентском кабинете. Удивительно, что Тадич позволил этому случиться, учитывая, что он всегда обращал внимание на общественное мнение и выстраивал грамотные кампании, но, может быть, на этот раз сомнения избирателей по поводу Тадича были сильнее, чем его личная популярность.
- Вы знакомы с политической биографией Томислава Николича, его национализмом и сопротивлению европейской интеграции. Может ли он продолжить путь Сербии в ЕС?
- Президент Николич пришел к власти утверждая, что он за европейскую перспективу, и что он будет продолжать выступать за членство Сербии в ЕС. Но в европейских кругах всегда есть сомнения по поводу искренности таких заявлений. В то время как Президент Николич верит в европейское будущее Сербии, он также глубоко привержен национальным целей, чего он никогда не скрывал. В результате, некоторые из его первых заявлений, как например о Боснии или о ситуации в Косово, укрепили мнение, что глубоко в сердце Николич остается "националистом". Это неизбежно будет иметь последствия ( не всегда положительные) на отношения Сербии с ЕС. Брюссель знает, что некоторые из его заявлений идут в разрез с тем, что Евросоюз привык слышать от Тадича или ожидает от страны, которая стремится к членству в ЕС. Самым важным является то, что ЕС будет наблюдать за действиями Николича. Он должен учитывать мнения своих избирателей и в соответствии с этим делать заявления, которые укрепляют его авторитет в защите «национальной идеи». В то же время Николич наверняка понимает, что долгосрочные интересы Сербии - иметь тесные связи с Европой. В конце концов, он будет делать то, чего от него потребуют избиратели.
- Переговоры о формировании нового правительства Сербии еще не закончены. Какая исполнительная власть должна быть в Сербии? Вы знаете, что есть вероятность того, что Прогрессивная Партия сформирует правительство с социалистами, в этом случае демократы уйдут в оппозицию. Поставит ли это под угрозу евроинтеграцию Сербии?
- На этот вопрос могут ответить только граждане Сербии. Никто не имеет право навязывать сербскому народу власть и правительство. Сербский народ сам должен решить, хочет ли он видеть правительство, которое поведет его путем евроатлантической интеграции. Что касается Тадича, в правительстве или в оппозиции, бывший президент Тадич и Демократическая партия будет продолжать политику сближения Сербии с ЕС, и, возможно, даже с НАТО.
- На севере Косова ситуация снова обостряется. Как решить эту проблему?
- Интересы сербов в Косово должны быть защищены, но таким образом, чтобы Сербия могла показать, что она может быть конструктивным и полноправным членом европейской семьи. Многие бы хотели, чтобы Сербия вышла из всего этого гордой и сильной, решившей проблему Косово, а не пожертвовавшей будущим из-за чего-то, что уже необратимо.