Россия изыскивает способы для прекращения несанкционированного производства российских истребителей в Китае. Это - весьма трудная задача, особенно в связи с тем, что Москва и Пекин сегодня вроде бы союзники. В этом году проблема встала во весь свой гигантский рост, когда Китай заявил, что откажется покупать в России самолеты Су-35, если в контракт будет включено положение о «несанкционированном копировании». Китайцы хотят покупать Су-35, но не желают подписывать соглашение, обязывающее их не копировать российские образцы.
КНР уже производит без разрешения российские самолеты Су-27 под названием J11. Китайцы на этой основе разработали двухместный истребитель-бомбардировщик, назвав его J16, его малозаметную версию (J17), а также получили от Украины палубную версию Су-30 (Су-33), и теперь копируют эту машину, назвав ее J15. Китай утверждает, что все это - его собственные разработки, лишь по чистой случайности напоминающие российские боевые самолеты. Россия в ответ прекратила поставку боевых самолетов в Китай, но продолжает продавать реактивные двигатели для этих машин. Скопировать и воспроизвести двигатели китайцам пока не удается. Поставки двигателей дают слишком большие доходы, чтобы от них отказываться, так как они позволяют российским производителям продолжать создание новых конструкций. Китайцы же намерены украсть эти технологии, как только им удастся освоить непонятные навыки производства таких двигателей.
Читайте также: Sina Weibo - инородцы, вон из Китая!
Первый самолет J11 поступил на вооружение в 1998 году, но производство шло очень медленно, и удалось создать только сотню таких машин. В процессе производства китайцы освоили все технические детали строительства и модификации российских самолетов. Китайскому руководству совершенно не понравилась работа устаревшей российской электроники. После этого китайцы построили минимум сто 33-тонных машин J-11A. Данная модель была оснащена современной электроникой китайского производства. Она несет восемь тонн ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением и управляемых бомб. Затем появился самолет J-11B, у которого такой же вес и размеры, как у J-11A, но более совершенная РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Предназначен этот самолет, в основном, для действия по наземным целям, хотя он вполне способен постоять за себя и в воздушном бою.
Китай также работает над двухместной ударной версией J-11 (подобной американскому F-15E). Эта модель, носящая название J-16, по сути дела, будет двухместным J-11B. Есть также J-11B в версии «стелс», получивший название J-17. Он имеет внутренние бомбовые отсеки и меняет свою форму, становясь менее заметным для радаров противника.
Также по теме: Средняя Азия между Китаем, Россией и США
Сейчас на вооружении находится более 200 J-11, причем около 40% этого количества – версия J-11B. Такой вывод можно сделать на основе анализа фотографий с мобильных телефонов, которые были сделаны на разных базах ВВС и ВМС.
Последние семь лет Китай также разрабатывает палубную версию российского Су-27, называя ее J-15. В России такая версия уже имеется, и называется она Су-33. Россия отказалась поставлять Су-33 в Китай, когда заметила, что он незаконно копирует Су-27 (назвав его J-11), а также не хочет размещать большой заказ на Су-33, ограничившись лишь двумя машинами «для оценки». Китай в итоге все равно получил Су-33 от Украины, которая унаследовала несколько таких машин после распада Советского Союза в 1991 году. Русские остались этим весьма недовольны. Российские авиационные эксперты открыто высмеивают J-15, порождая сомнения в способности китайских инженеров воспроизвести основные характеристики Су-33. Удастся им это или нет – нам еще предстоит увидеть, но в прошлом китайцы неоднократно терпели неудачи в копировании российской военной техники. Однако, они обладают богатым опытом воровства иностранной техники и технологий, так что J-15 в итоге может оказаться не хуже, чем Су-33. Тем временем, сама Россия прекратила эксплуатацию Су-33.