Кульминационным моментом текущей внешней политики Турции является сирийский кризис. Для Турции выход из кризиса сводится к двум сценариям. Согласно одному из них, страна окажется с «поникшей головой», и тогда, отказавшись от внедряемой в течение 10 лет концепции «глобальной силы», Турция вернется к пассивной внешней политике. В рамках другого сценария Турция, как сказал наш министр иностранных дел, может стать активной движущей силой, которая будет «регулировать волны изменений» на Ближнем Востоке.
Каждый раз я напоминаю: с точки зрения деятельности во внешней политике современная Турция совсем не похожа на Турцию десятилетней давности. В период пребывания у власти Партии справедливости и развития особенно благодаря видению премьер-министра Р.Эрдогана, всесторонней деятельности президента А.Гюля и дипломатическому таланту министра иностранных дел А.Давутоглу Турция стала совершенно другой страной, «мировой силой», вес которой на международной арене не может оставаться незамеченным. Несмотря на то, что временами мы критикуем запоздалые действия и упущенные возможности в реализации ряда проектов, нельзя отрицать очевидный успех внешнеполитической деятельности страны в целом.
Несомненно, Турция проводит верную политику по отношению к Сирии и преследует целью предотвратить убийства, происходящие при попустительстве режима БААС. Политика Народно-республиканской партии, которая фактически поддерживает тиранию нусайритов, неприемлема. Противостояние руководства Турции преступным действиям в Сирии – ни в коем случае не «оксюморон», а гуманистическая политика, соответствующая нормам международного права и легитимности. Благодаря дипломатической позиции по сирийскому вопросу Турция, с одной стороны, продемонстрировала справедливую реакцию против диктаторского режима, с другой – получила возможность осуществлять контроль над безопасностью национальных интересов страны на международной арене. Я не «безумный сторонник войны» или «сокол», как многие меня называли в период моей скромной государственной деятельности. В действительности я прирожденный сторонник мира. Я искренне верю, что «ислам» означает «мир». Верующие люди, если и способны ополчиться, то только против жестокости и несправедливости. Национальные интересы, мой народ и мое государство, которых я искренне люблю, – это понятия, которые представляют наивысшую ценность. Я знаю, что сейчас наш народ охватывают такие же чувства, и, поэтому, пишу эти строки, чтобы они нашли отклик в душах наших граждан.
Пожалуй, трудно сегодня найти желающего нарушить мир и начать войну. Однако некоторые события требуют, чтобы дипломатия, какой бы успешной она ни была, непременно была подкреплена силой. Всем нам нести грех, который исчисляется 10 тысячами жертв жестоких убийств в Сирии. Происходящее сегодня напоминает Иракскую войну, когда мы были свидетелями со стороны убийства более чем миллиона человек.
В прошлом году министр иностранных дел А. Давутоглу и Б. Асад на встрече, длившейся 6,5 ч, не смогли достичь договоренности относительно мер мирного урегулирования ситуации в Сирии. При этом президент, премьер-министр и министр иностранных дел Турции, в более строгой форме, чем другие лидеры в регионе, многократно настаивали на своей позиции: «Мы не сможем остаться в стороне». Сложно усомниться в безошибочности принятия мер, сдерживающих насилие в Сирии. Тем не менее пока руководство Турции повторяет: «Мы не останемся в стороне», – Сирия, будто с насмешкой, сбивает наш военный самолет в международном воздушном пространстве и, наиболее вероятно, убивает двух наших пилотов. Всевозможными «нотами» и надеждами на НАТО вы, наши лидеры, сами вводите себя в заблуждение… Как раз этот «оксюморон» вы не в силах объяснить ни турецкому народу, ни мировому общественному мнению. Сегодня выражающие восхищение хладнокровностью и пацифизмом Турции за закрытыми дверями потешаются над политикой страны.
Невозможно реализовать концепцию «глобальной силы» путем словесной риторики. Если мы мужественно перенесем и достойно отреагируем на осуществляемые против нашей страны провокации, как эта «вероломная атака», то все вернется на свои места, мы сохраним престиж и достоинство на международной арене.
Внимание! Турция проходит поворотный пункт.
HASAN CELAL GÜZEL (Хасан Джелал Гюзель) - в первой половине 80-х гг. XX в. выполнял обязанности советника премьер-министра, министра по экономическим и социальным вопросам, советника министерства внутренних дел, заместителя советника премьер-министра Турции. В 1986 г. в качестве депутата от «Партии Родины» был избран в Великое национальное собрание Турции. В 1992 г. основал «Партию Возрождения» и стал ее лидером.