В день, когда из Брюсселя стали поступать хорошие новости, Москва сделала свое собственное заявление. Федеральная служба по финансовым рынкам России объявила, что она предоставит Euroclear Bank, Clearstream и другим депозитным компаниям прямой доступ к внутренним долговым рынкам страны посредством собственного центрального депозитария.
Это заявление может показаться простой формальностью. Однако перспектива упрощения доступа воодушевила инвесторов на российском рынке облигаций, где уровень доходности эталонного выпуска государственных облигаций со сроком погашения в 2018 году в пятницу утром упал на 10 пунктов до 8,23%.
Согласно предложению, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам, на начальной стадии, до 1 июля 2014 года, Euroclear и Clearstream смогут работать только с государственными и муниципальными облигациями, а также с облигациями иностранных предприятий.
В пятницу Саймон -Эванс (Simon Quijano-Evans), ведущий экономист ING, сказал следующее:
«В любом случае это огромный прорыв, нечто, чего мы все ждали. Это оправдывает наши надежды на то, что правительство хочет (и нуждается в том, чтобы) открыть свой внутренний рынок для большего числа иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что само по себе это не может стать компонентом рейтингов, упрощение доступа к внутреннему долговому рынку нужно рассматривать в качестве составляющей общего стремления к проведению реформ, которые будут способствовать улучшению финансовой среды и, таким образом, повышению рейтингов».
По мировым стандартам размер государственного долга России довольно невелик – в 2011 году он составил 10% ВВП. Однако учитывая рост размеров ежегодного дефицита в связи с финансированием растущего государственного сектора, по данным правительства, к концу 2014 года общая сумма долга увеличится до 16% ВВП.
Правительственные прогнозы по бюджету традиционно были консервативными и основывались на ценах на нефть. Однако учитывая то, что в 2012 году цены на нефть марки Brent упали с 126 долларов за баррель до 93,7 доллара за баррель, очевидно, российский бюджет сейчас оказался под давлением. Поэтому неудивительно, что Москва хочет наладить отношения с покупателями облигаций.