Хорошо известный специалистам в данной области автор исследует эволюцию отношений между гражданскими и религиозными властями в России и дает полную картину религиозной истории страны. Эта тема мало разрабатывалась учеными, последнее важное исследование было предпринято иезуитом А.М. Амманом в далеком 1948 году. Работа разделена на четыре части.
В первой анализируются отношения между государством и церковью, начиная со времен крещения Руси до семнадцатого века и иллюстрируются некоторые фундаментальные темы, такие, как роль монашества в распространении христианской культуры и защите христианских ценностей во времена монголо-татарского ига или же рождение в пятнадцатом веке под руководством Ивана III Великого единого государства, предназначенного стать наследником Константинополя. После одностороннего объявления об автономии русской церкви от греческой (1448 год) зреет и развивается идея «Москва – третий Рим». Московский государь становится пастырем, которого Бог поставил во главе церкви. Таким образом, было положено начало полной идентификации между церковью и нацией, которая усилится в последующие века.
С ростом мощи Московии и крахом Византийской империи Москва претендует на роль оплота православия. Таким образом, была заложена основа для создания Московского патриархата. В этой части книги также рассматривается сложная проблема рождения Брестской унии или католической церкви восточного обряда, то есть униатской церкви. Речь идет о деликатнейшей теме, проанализированной иногда в сдержанной манере, а иногда нет, как это часто случалось, приблизительно и односторонне, без рассмотрения политических и недооценке чисто религиозных и социальных факторов. Довольно интересны очень актуальные сегодня страницы, посвященные великому православному Митрополиту Киевскому Петру Могиле и его предложению войти в союз с Римом, отвергнутый последним. Также интересно и объяснение происхождения великого раскола со старообрядцами, которых автор называет национальной церковью в противовес государственной церкви, которая при Петре Великом изменит не только свою роль, но и название, начнется синодальной период русской православной церкви.
Во второй части книги анализируется синодальный период, который начинается с отменой Патриархата по приказу Петра в 1721 году (восстановлен в 1917 году): патриарха заменил Святейший Правительствующий Синод во главе с обер-прокуром, которого Петр назвал «оком государевым и стряпчим о делах государственных».
В описании фигуры Петра Великого, далеком от обычных стереотипов западной историографии, автор подчеркивает, что при Петре исчезает идея гармонии между церковью и государством. Преодолено христианское понятие о жизни и государстве, чья конечная цель больше не заключается в достижении царства Божьего, но в простом земном благополучии. С тех пор в российской культуре появляются западники, стремящиеся к имитации западных моделей, и славянофилы, проповедующие культ и особенности русского православия.
Особый интерес представляет собой терпеливый анализ автором имперского законодательства в области отправления религиозных культов. Это очень сложная тема, Кодевилла проанализировал непосредственно источники и нормативы империи, которые до сих пор почти не исследовались западными учеными.
Третья часть книги посвящена большевистскому периоду. Изучением этой темы автор занимался всю жизнь, и здесь он чувствует себя абсолютно уверенно. События, последовавшие за октябрьским государственным переворотом 1917 года, восстановлены очень точно и документированы с помощью оригинальных источников, причем автор не дает воли идеологическим страстям.
Автор проанализировал период, когда во главе церкви стоял Патриарх Тихон, и действия политической полиции по разрушению церкви изнутри (движение обновленчества), великие процессы против священников, борьбу государства против крестьян и церкви и трудные последующие годы, когда митрополит, а затем патриарх Сергий начал политику modus vivendi с государством, которая закончилась бы modus moriendi, если бы не началась война и Сталину не потребовалась бы помощь церкви и верующих. Церкви была предоставлена некоторая свобода в обмен на поддержку в отражении нацистского нападения.
Анализ не ограничивается только письменными источниками, приводятся неопубликованные данные, приказы партии, до сих пор неизвестные западному читателю. Среди них секретное распоряжение Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии от 30 июля 1937 года, подписанное Сталиным, которое приказывает «в течение четырех месяцев физически уничтожить бывших кулаков, преступников и другие антисоветские элементы», среди которых фигурируют «активисты сект и священники» (стр.401). За этим указом последует расстрел большей части архиереев Русской православной церкви в зимние месяцы 1937-1938 годов.
Очень точна и обширна глава, посвященная подавлению грекокатолической церкви в Белоруссии, Румынии, Украине, Закарпатье, Словакии и в других странах Советского блока в послевоенный период (стр. 434-508), что приведет к трагическому завершению антикатолической политики, начатой Екатериной Великой (стр. 147 и последующие) и продолженной в 18 веке Николаем I Александром II (стр.177 и последующие).
Последняя часть труда анализирует более близкие к нам времена и межрелигиозные отношения, а в особенности отношения между православием и католицизмом, ясно объясняя проблемы, которые возникают при несоблюдении канонической территории православной русской церкви по причине прозелитских действий, ведущихся, по мнению Москвы, католической церковью и другими нетрадиционными конфессиями. Однако, эта якобы агрессивная политика Рима не находит подтверждения в статистических данных, приводящихся в исследовании. Они свидетельствуют, что численность католиков стабильна и, во всяком случае, много ниже той, что была зарегистрирована в царской России.
В работе аккуратно анализируются недавние события и действующие нормы, касающиеся религиозной свободы, а также картина взаимоотношений между церковью и государством во главе с Путиным и Медведевым. Роль православной церкви становится все более признанной, она находится в благоприятном и привилегированном положении. Несмотря на положения Конституции России 1993 года ей предоставляется все больше юридических прав. Действительно, вновь предлагается ввести древнюю идентификацию между церковью и нацией и вновь утверждается византийский принцип гармонии между Imperium e Sacerdotium, открыто поддерживаемый Путиным и патриархом Кириллом. Образ недавнего «помазания» царя Путина, который целует икону, получая благословение патриарха, довольно ясно выражает идею союза между государством и церковью.
Нет сомнения, что это ценное критически проведенное историко-юридическое исследование необходимо не только ученым, занимающимся Россией и Советским Союзом и историей взаимоотношений между государством и церковью, но мы советуем его прочесть всем тем, кто хочет более глубоко познакомиться с прошлым и настоящим России.
Джованни Кодевилла «Церковь и империя в России. От Киевской Руси до Российской Федерации», предисловие Сантэ Грачиотти, Jaca Book, Милан, 2011.