Переходный план, принятый участниками встречи министров иностранных дел стран-членов Совбеза ООН в Женеве в прошедшие выходные, возлагает ответственность за определение кандидатов в переходное правительство в Сирии на спецпосланника ООН Кофи Аннана. Переходное правительство будет формироваться как из представителей нынешней власти, так и активистов оппозиции. Вместе с тем, как подчеркнула госсекретарь Хиллари Клинтон в интервью NPR (Национальное Общественное Радио – крупнейшее некоммерческое сообщество радиостанций в США), «людей, чьи руки обагрены кровью, и джихадистов за столом переговоров не будет».
Клинтон подчеркнула, что начало переговоров было бы невозможно без достижения соглашения между главными заинтересованными сторонами, среди которых «конечно, Россия и Китай». «Теперь мы достигли этого соглашения, и мы единогласно поддерживаем усилия Кофи Аннана», – сказала госсекретарь США.
Хиллари Клинтон также отметила, что Россия обладает влиянием на Башара Асада, и что отныне «она вместе с нами готова оказать давление на него и на оппозицию». Вместе с тем, госсекретарь подчеркнула, что нет уверенности в том, что влияния Москвы на сирийского президента хватит для того, чтобы убедить его подать в отставку.
«Они (российская сторона – прим. ред.) ясно дали понять, что сохранение Асада у власти больше не является для них стратегическим интересом. У меня есть все основания верить и тому, что Лавров сказал мне во время нашей встречи, и тому, что он повторил (в Женеве): они готовы поддержать идею передачи власти», – подчеркнула госсекретарь.
Продолжительность противостояния, уровень насилия и разрушений, огромные человеческие жертвы, расправы сирийских властей над собственными гражданами стали настолько очевидными, что теперь уже и Россия, и Китай обеспокоены опасностью дальнейшего распространения этого конфликта, отметила она.
Хиллари Клинтон подчеркнула важность соглашения, достигнутого в Женеве, без которого, по ее словам, Ближний Восток может оказаться ввергнутым в большую войну: «Я имела возможность привести в пример Ирак и Турцию, представители которых там присутствовали, упомянуть Ливию, Иорданию, Израиль – страны, которым уже приходится бороться с последствиями нестабильности и роста насилия в Сирии … Каждый, кто находился за столом переговоров, понимал: если мы упустим сегодняшний шанс, через шесть месяцев мы можем оказаться перед проблемой широкомасштабной региональной войны, дестабилизирующей одну страну за другой».
Отвечая на вопрос о том, как ей лично удается справиться с грузом моральной ответственности, лежащей на тех, кто причастен к принятию глобальных политических решений, Хиллари Клинтон заявила: «Ни один народ не должен так страдать в 21 веке». Госсекретарь США назвала прекращение подобных конфликтов своим абсолютным приоритетом, подчеркнув, что она готова делать все, что в ее силах для того, чтобы положить им конец.