Вопрос о предоставлении государственного статуса русскому языку может быть вынесен на Конституционную Ассамблею — об этом заявили в Партии регионов.
21 июня идею озвучил Вадим Колесниченко: «Партия регионов уверена и настаивает на том, что мы выходим на легализацию существующего в Украине двуязычия. И во время работы Конституционной Ассамблеи мы будем стараться, чтобы в состав новой Конституции вошла формулировка о том, что в Украине действует два государственных языка — русский и украинский».
22 июня его поддержал лидер парламентской фракции ПР Александр Ефремов, подтвердивший на брифинге, что вопрос о втором государственном языке может быть рассмотрен на Конституционной Ассамблее. Правда, у него прозвучали несколько иные нотки: вынести указанный вопрос на ассамблею не столько для того, чтобы добиться внесения в Конституцию положения о русском языке как о втором государственном, сколько чтобы оказать давление на политических оппонентов партии власти в вопросе принятия закона об основах языковой политики.
Представители оппозиции «устроили вакханалию и в сессионном зале, и в обществе, вполне естественно, что авторы законопроекта были вправе озвучить свою позицию... Либо мы ищем компромиссные варианты и соглашаемся с тем, что в Украине присутствуют нормы цивилизованного государства, либо мы будем идти другим путем, — сказал Александр Ефремов и подчеркнул: — Если законопроект о языках не будет принят, то языковой вопрос может быть вынесен на Конституционную Ассамблею». «Я не исключаю вариант, что очень многие вопросы, которые сегодня воспринимаются в обществе, а в сессионном зале — нет, будут выноситься на референдум», — добавил он.
Таким образом, не факт, что вопрос о государственном статусе русского языка будет реально вынесен на рассмотрение ассамблеи. Как уже сказано, это более смахивает на инструмент давления на оппозицию.
Другое дело — сильно ли испугаются оппоненты? Вряд ли. Ведь какой бы проект конституционных изменений не наработала ассамблея, принимать решение Верховной Раде, причем 300 голосами. Столько у «регионалов» явно нет. Да они ничего и не делали за все время своего пребывания во власти, чтобы ими обзавестись.
Неудивительно, что власть столкнулась с трудностями при попытке реализации своих предвыборных обещаний о закреплении правовых гарантий использования русского языка. Даже притом что предлагаемый закон об основах языковой политики — это намного меньше, чем то, на что могли бы рассчитывать избиратели ПР (если ориентироваться на былые обещания «регионалов» и их лидера — действующего Президента Украины).
И трудности эти связаны не только с тем, что оппозиция, имеющая базовый электорат в западных и центральных областях с известными настроениями и языковыми предпочтениями, ожидаемо оказывает сопротивление. Что, к слову, тоже позволяет поставить вопросы. В частности, зачем тянули с языковым вопросом до выборов, когда политические страсти кипят с особой остротой? Или для того и тянули, что больше думали о повышении рейтинга партии власти, чем о правах и интересах своего избирателя?
За два с половиной года пребывания у власти никто в нынешней команде не занимался системно вопросом русского языка вкупе с гарантиями права его широко использовать. Тема звучит лишь от выборов к выборам. Хотя можно было сделать очень многое. Например, в образовательной сфере: увеличить количество русских школ и русских классов (в соответствии с реальными языковыми предпочтениями и потребностями населения) позволяет и действующее законодательство.
Главное, чего не произошло, — лояльность к русскому языку не стала для чиновничества правилом хорошего тона. Позволю себе напомнить историю, относящуюся к самому началу пребывания во власти нынешней команды.
16 марта 2010 г. Львов посетил вице-премьер Борис Колесников с инспекцией объектов, возводимых для Евро-2012. Поскольку график строительства срывался, он устроил разнос местному начальству — на русском языке. Львовские чиновники принялись оправдываться... тоже по-русски! Довольно хорошо перед столичным начальством изъяснялся «на великом и могучем» мэр Андрей Садовой. Пытался не отставать в знании русского языка и начальник главуправления градостроительства и архитектуры Львовской ОГА Степан Лукашик.
Ситуация наглядно продемонстрировала, что не так уж и проблематично ввести русский язык де-факто в статусе официального по всей Украине — было бы у власти желание. А от де-факто куда легче было бы переходить и к закреплению статуса де-юре — как минимум через законы, если для внесения изменений в Конституцию 300 голосов не набирается.
«2000» тогда писали: «Украинское чиновничество, как известно, умеет держать нос по ветру, проще говоря — чувствовать конъюнктуру момента. Глядишь — и станет русский язык привычным в официальном обиходе не только на юго-востоке, но и в других регионах. Если уж во Львове решили потрафить столичному руководству, перейдя на русский язык, то что говорить о центральных или северных областях.
Официальный Киев должен задать чиновничьей мысли определенное направление. Использование русского языка необходимо сделать правилом хорошего тона. Чиновник должен осознавать, что знание этого языка и желание его использовать в повседневной жизни, включая официоз, — немаловажный плюс к его характеристике как кандидата на то или иное должностное кресло. И наоборот, русофобия — крест на продвижении по служебной лестнице.
И тогда мы услышим не только рапорты об объектах для Евро-2012, но и об открытых русских классах, школах, детских садах, в т. ч. в центре и на западе Украины.
Но это, если власть будет задавать соответствующий тон. Прежде всего — собственным примером. Пока же, к сожалению, ситуации вроде той, что имела место во Львове, скорее исключение из правил».
Увы, ситуация так и осталась исключением из правил. В т. ч. потому, что сам президент Янукович не стал внедрять на практике свой предвыборный тезис: «выступаю за предоставление русскому языку государственного статуса». Скорее наоборот, глава государства выступил инициатором украинизации русскоговорящих чиновников — потребовал осваивать «солов'їну» и использовать ее в повседневной работе.
Казалось бы, что может быть абсурднее, когда на принадлежащем члену правительства «5-м канале» полным ходом идет дискредитация политики власти в гуманитарной сфере? Имею в виду акцию «Хочу говорити українською» — видеоролики с выступлениями журналистов и общественных деятелей, агитирующих против принятия предлагаемого властью языкового закона.
Кстати, почему подобные акции не проводит Партия регионов? Разве на Украине мало авторитетных людей — ученых, писателей, спортсменов, артистов, представителей других профессий, которые могли бы выступить агитаторами как за широкие права русского языка вообще, так и за законопроект об основах языковой политики в частности?
Голос тех миллионов граждан Украины, кто выступает за предоставление русскому языку достойного правового статуса, совершенно не слышен. Проходят некие акции в Крыму, Донецкой и Луганской областях. Но кого там агитировать за русский язык? Там и так практически все «за». Точно так же не нужно доказывать необходимости предоставления правовых гарантий использования русского языка жителям этих регионов. Если же это акции, призванные продемонстрировать широкую общественную поддержку языкового законопроекта, то они должны быть широко отражены в СМИ, прежде всего электронных.
Но сейчас телекартинка такова, что власть вроде как проталкивает и навязывает языковой законопроект, а общественность — против. Удивительно, но обладая таким огромным информационным ресурсом, власть начисто проигрывает информационную кампанию.
Трудно не согласиться с Александром Ефремовым — если нет единства в Верховной Раде, следует спросить мнение народа, т. е. вынести вопрос о статусе русского языка на всеукраинский референдум. Так в чем же дело?
Что мешает «регионалам» создать группы для сбора подписей в поддержку референдума, оказать им всевозможную поддержку — организационную, финансовую, политическую, медийную, задействовать, наконец (если уж совсем прямо), имеющийся в их распоряжении админресурс? Президент, я думаю, не откажет в указе о назначении даты референдума — как-никак сам баллотировался на пост главы государства с лозунгом о предоставлении прав русскому языку.
Тем более что проведение такого референдума — обязательство Партии регионов перед избирателями. Напомню, в ходе парламентской кампании-2007 ПР проводила подготовку (по крайней мере так это называлось) всеукраинского референдума по следующим вопросам: 1. Согласны ли вы, чтобы государственными языками в Украине были украинский язык и русский язык? 2. Согласны ли вы, чтобы председатели районных и областных государственных администраций избирались гражданами Украины прямым голосованием? 3. Согласны ли вы, чтобы Украина была постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках?
5 сентября 2007 г. озвучивавший эту инициативу руководитель избирательного штаба ПР Борис Колесников заверял: «У нас достаточно сил и возможностей для того, чтобы довести решение референдума до изменений к Конституции. Что касается подписи президента, то по результатам референдума, в которых мы не сомневаемся, я не думаю, что президент откажет собственному народу в правовой процедуре подписей для проведения референдума и передаче документов в Конституционный Суд». Тогда шла речь о президенте Ющенко. Янукович тем более должен уважить.
Само собой, должна быть соответствующая подготовка референдума, прежде всего информационная. Если же подойти к организации всенародного опроса так же, как к принятию языкового закона, — полностью уступив националистам информационную сферу, — тогда за это дело лучше и не браться, дабы не нарваться на отрицательный результат.
Референдум, безусловно, не избавит от необходимости искать в Верховной Раде 300 голосов за внесение изменений в Конституцию, проводить еще один референдум (поскольку речь идет об изменении раздела I Основного Закона). И, конечно, заручиться двумя третями депутатских голосов в поддержку госстатуса русского языка все равно будет непросто (мягко говоря).
Однако наличие результатов референдума — это совсем другой, намного более высокий уровень легитимности идеи предоставления русскому языку государственного/официального статуса. Это возможность апеллировать к воле народа, к демократическим нормам, к тем самым европейским ценностям — раз уж у нас без них никуда.