Дмитрий Медведев прилетел во Владивосток, чтобы помочь этому далекому городу отпраздновать свой день рождения и проверить новые объекты инфраструктуры, построенные к саммиту АТЭС, который состоится в сентябре.
На протяжении нескольких лет разные российские руководители всячески рекламируют Владивосток, представляя его в качестве новой столицы Дальнего Востока, этаким Сан-Франциско (только лучше), как смело объявил в понедельник Медведев.
Если прогуляться по промышленному и до сих пор слабо развитому Владивостоку, то медведевское сравнение с Сан-Франциско покажется преувеличенным, несмотря на то, что федеральное правительство за последние четыре года вложило в его развитие 200 миллиардов рублей (6,1 миллиарда долларов). Общий объем инвестиций в этот регион составил за тот же период времени 680 миллиардов рублей.
На эти деньги правительство решило осуществить множество важных проектов, самыми заметными из которых стали два современных моста, обошедшиеся казне в 34 и 19,9 миллиарда рублей соответственно. (Мост на остров Русский, являющийся более дорогим, стал самым длинным вантовым мостом в мире.)
Как всегда бывает в России с инфраструктурными проектами, неожиданностей здесь было немало. Так, один участок нового шоссе, ведущего к мосту на остров Русский из нового же аэропорта, сегодня ремонтируют в авральном режиме после средней силы ливня, случившегося в прошлом месяце.
Но еще большую обеспокоенность вызывают долгосрочные перспективы развития этого региона. Как государство будет развивать здешние места и привлекать инвестиции после окончания саммита?
Владивосток дает России идеальный выход в Азию. Из этого города можно быстро долететь до Токио, Пекина и Сеула – а экономика этих стран выглядит все более привлекательно на фоне еврокризиса.
Но, несмотря на это, объем азиатских инвестиций в этот регион до сих пор удивительно мал.
Южная Корея в прошлом году инвестировала в Дальний Восток России всего 600 миллионов долларов, в то время как в три дальневосточных провинции Китая она вложила 4,6 миллиарда долларов. На российском Дальнем Востоке работают всего 65 южнокорейских компаний, в то время как в аналогичном по размерам регионе Китая их - 4500.
Большую часть строительных работ в рамках подготовки к саммиту выполняли российские компании. Большинство иностранных фирм, принимавших участие в тендере, выбыли из игры, когда узнали сумму выделяемых средств и сроки строительства. Но есть и несколько исключений.
Как заявляют местные власти, дочерняя компания французской Vinci Construction Freyssinet участвовала в строительстве обоих мостов, а финские, немецкие и южнокорейские фирмы принимали участие в других проектах.
Чтобы увеличить объемы инвестиций в этот регион, правительству придется показать, что оно намерено вкладывать в него деньги и заниматься развитием и после саммита.
Фантастические мосты, напомнившие премьер-министру Сан-Франциско, - это прекрасный фон для двухдневной конференции. Но они вряд ли сильно помогут Владивостоку превратиться в настоящий экономический центр развития, когда саммит завершит свою работу.