С течением времени всё претерпевает изменение. Изменяется даже то, что остаётся, согласуя себя с новыми реалиями. Внимание к книге и чтению книг в мире, заполненном средствами массовой информации и ежедневной суетой, по сравнению с прошлым незаслуженно уменьшается. Данная статья, помимо перечисления факторов, влияющих на развитие культуры чтения, посвящена способам изменения сложившегося подхода к проблеме чтения книг. Ошибочно считать, что с развитием спутниковых аудио- и видео- средств сообщения, радио, телевидения, коммуникационных Интернет-сетей, у людей отпадает интерес к чтению книги и получению от неё знаний. Книга – древний культурный атрибут, которая долгие века остаётся с человеком. Вначале её использовали для записи событий, научных знаний, а также религиозных текстов, затем с развитием книгопечатания и зарождением художественной литературы книга стала частью досуга.
Чувство потребности в книге и обучение чтению
Нехватка времени, огромное количество развлечений и дороговизна книги являются причинами, которыми люди объясняют утрату интереса к чтению книг. Однако если мы подробно рассмотрим все эти три причины, то поймём, что для того, кто любит читать книги, они не являются преградой. Во-первых, стоит отметить, что каждый день большая часть времени каждого человека проходит впустую. Книга может отлично заполнить эту пустоту. Во-вторых, в отличие от множества современных увлечений, которые только отнимают время, чтение книг имеет массу преимуществ. В конце концов, чтение в библиотеке может значительно удешевить доступ к книгам. Итак, можно утверждать, что названные причины являются всего лишь отговорками, которые вызывают вопрос: почему мы не читаем книги?!!!
Если мы вернёмся немного назад и оставим в стороне эти причины, то поймём, что самой главным основанием утраты у людей интереса к чтению книги является то, что у них исчезает чувство потребности к ней. В представлении людей обычно книга рисуется чем-то абстрактным и они не испытывают какую-либо нужду в ней и не знакомы с наслаждением от чтения книги. Чтение книги, демонстрируя разные социальные и личностные мотивы индивида, может иметь для жизни человека следующие последствия:
1. чтение расширяет осведомлённость о существующих проблемах и прививает навыки их разрешения;
2. чтение придаёт уверенность в себе и позволяет избавиться от чувства собственной неполноценности и ограниченности;
3. чтение укрепляет убеждения и взгляды, формирует образ мыслей и готовность к принятию чего-то нового и участию в дискуссии и обмене мнениями;
4. чтение позволяет познакомиться с шедеврами литературы.
Прочтение чего-то интересного и захватывающего освобождает человека от напряжения и успокаивает. Книга и интерес к ней не являются тем, что передаётся по наследству от отца и матери. Это средство приобретения знаний, которое значительно упрощает обучение в юном возрасте. Поэтому нужно воспитывать правильное поведение и культуру и интерес к чтению появится. Если к чтению книги приучать правильно, человек сам устранит со своего пути все препятствия, мешающие чтению.
Пропаганда и развитие чтения книг
Развитие культуры посредством подготовки соответствующей среды и условий является одним из действенных способов увеличения интереса к чтению. Хорошим примером в этом отношении является политика, проводимая последние несколько лет некоторыми издателями и министерством культуры Исламской республики Иран, которая заключается в издании карманных книг разной тематики. Данный подход в значительной степени помогает решать проблему утраты интереса к чтению. Небольшой размер книги облегчает её перевозку и позволяет брать с собой. Таким образом, книга всегда оказывается с нами и отлично заполняет время, которое тратится впустую.
Размещение таких книг в автобусах и издательство книг для чтения в метро также облегчает возвращение практики чтения книги в обычную жизнь людей. На семинаре «Развитие чтения книг и его последствия для книжного рынка» книжной выставки в Сеуле госпожа Патрика Джур из Союза издателей Америки так описала способы развития чтения книг в своей стране: «Одним из способов развития чтения книг в Америке является привлечение известных личностей, которые изображаются на рекламных плакатах за чтением книги». На той же встрече корреспондент Ким Ки Чуль из газеты «Чу Сан Дейли» рассказал о сотрудничестве с корейским союзом издателей в целях переоборудования гостиных комнат в библиотеки: в этим проекте семья через газеты заявляют о своём желании превратить свою гостиную комнату в библиотеку и затем корейских союз издателей предоставляет интересующие книги, а газета «Чу Сан» - необходимую мебель для библиотеки.
Использование новых средств и технологий
Как уже отмечалось, главной сутью постоянства во времени является изменение и привлечение нового. Абсолютно верно, что появление новых средств массовой информации сузило книжную сферу, однако именно их и надо использовать для расширения интереса к чтению книг. Специалисты по книжному маркетингу в этих виртуальных пространствах могут при помощи эффективных маркетинговых технологий рекламировать и продавать каждую книгу в отдельности. Наличие большого количества компаний, которые изо дня в день посредством новейших технологий, соответствующих социально-культурным условиям, присоединяются с социальным средствам массовой информации, доказывает тот факт, что путём слияния с этими группами можно заниматься рекламой и продажей.