Такие важные для индустрии моды города, как Париж или Лондон, предоставляют модельерам и всем, кто работает в этой области, финансовую, политическую и организационную поддержку. В Берлине все выглядит совершенно иначе. Никаких структур, никакого плана. Эта ситуация должна измениться.
Настало время проведения Недели моды (Fashion Week), и правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт (Klaus Wowereit) находится в центре событий: он присутствует на ярмарке Bread & Butter с кроссовками в руках, он сидит в первом ряду на показе моды рядом с Кейт Бланшетт (Cate Blanchett). Воверайт – большой любитель моды.
Однако скоро этот праздник может закончиться. Как раз глава ярмарки Bread & Butter Карл-Хайнц Мюллер (Karl-Heinz Mueller), который постоянно подчеркивал свою независимость от других, считает, что город должен, наконец, что-то сделать – несмотря на большую неразбериху и все более недобросовестную конкуренцию, в результате которой мелкие мероприятия вытесняются, а слишком большое количество ярмарок со сходными концепциями отнимают клиентов друга у друга.
Это можно расценить как угрозу, поскольку ярмарка Bread & Butter является мотором Недели моды. Эта крупнейшая в мире ярмарка джинсов и повседневной молодежной одежды (streetwear) имеет оборот в 40 миллионов евро. Предыдущую неделю моды, проходившую в январе, посетили более 90 тысяч человек. Помимо Bread & Butter, есть еще десять ярмарок моды и, кроме того, проводится 40 показов.
Однако, город никак не реагирует. Как и во времена без больших ярмарок моды, в управлении Сената города по экономике есть один единственный человек, отвечающий за моду (а еще он занимается экономическими аспектами кино, дизайна и музыки). Создается впечатление, что политика относится к происходящему по принципу: пусть дизайнеры моды работают сами, ведь мы в этом ничего не понимаем. Почти десятилетие назад Воверайт встречал деятелей моды с распростертыми объятьями и все время говорил о факторе места проведения модных событий, он считал, что показы делают Берлин не только еще более красивым, но и, возможно, немного более сильным экономически. Все-таки Неделя моды обеспечивает городу оборот в 120 миллионов евро в год. И, тем не менее, до сих пор нет никаких структур, никакого плана - а денег в любом случае нет.
Такие важные для индустрии моды города, как Лондон, создают советы по работе в области фэшн, которые организуют, сортируют, создают сети, поддерживают молодежь и прежде всего являются посредником для всех, кто в этом конкретном городе хочет заниматься бизнесом в сфере моды. В Париже любой модельер, которому удалось пробиться в официальный календарь показов, может гордиться собой. Ему уже не надо беспокоиться относительно уровня, который в Берлине часто бывает довольно произвольным. В Берлине существует девять школ моды и более 800 модельеров, поэтому вполне можно было бы найти трех-четырех компетентных специалистов для работы в соответствующем управлении Сената.
Берлинское безразличие может стать серьезной проблемой. По сути дела, ситуация была неплохой: Bread & Butter, а также Premium – вторая по величине ярмарка моды в городе – сообщили о полностью зарезервированных залах. Никогда еще не было так много показов моды, никогда еще такое большое количество берлинских модельеров не представляли свои коллекции. Постепенно распространяется мнение, что здесь способные люди занимаются разработкой нового стилевого имиджа, способного оказывать воздействие далеко за пределами страны.
Даже такие фирмы, как Adidas и Hugo Boss, хотят попасть в Берлин, им нужен немецкий рынок, считающийся в сфере моды одним из важнейших в мире. Покупатели, владельцы бутиков, модельеры, журналисты встречаются в Берлине для того, чтобы понаблюдать за формированием новой немецкой моды.
Теперь нужно что-то предпринять, избавиться от существующей неопределенности – вместе с советом по вопросам моды, который будет опекать, связывать между собой не очень известных модельеров, станет посредником для крупных компаний в области моды и будет иметь достаточно денег, чтобы действовать. И он не будет ждать очередной Недели моды, а начнет работать уже на следующей неделе.