Известный британский аналитический центр Chatham House опубликовал доклад о Южном Кавказе, где в части Армении сравниваются периоды президентства Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна и их отношение к России, и делается вывод, что Кочарян в период своего президентства продал экономику Армении России, поставив тем самым под удар суверенитет страны. Фактически известный британский аналитический центр поднимает вопрос суверенитета Армении.
«В Армении влияние России настолько велико, что проблемой №1 для Армении должен быть ее суверенитет. Однако Армения такую обеспокоенность не проявляет, во всяком случае, публично», - пишут авторы доклада. Здесь, вероятно, имеется в виду то, что Армения в настоящее время увлечена противостоянием Республиканской партии Армении и партии «Процветающая Армения», иначе говоря, главной альтернативой и, так сказать, главной оппозицией правящей РПА становится ППА, где четко прорисовываются политические интересы Роберта Кочаряна и усилия по их обслуживанию с помощью России.
Иначе говоря, известный аналитический центр намекает, что в политической борьбе Армении лидирующей на передовой оппозиции становится сила, которая ответственна за политику, угрожающую суверенитету страны, и которая продолжает искать в направлении того же вектора обслуживание собственных интересов. И здесь существенным становится также то, что эту силу поддерживает прежняя лидирующая оппозиционная сила – Армянский национальный конгресс, возглавляемый Левоном Тер-Петросяном.
На этом фоне становится вполне понятным, почему Серж Саргсян положительно воспринимается на Западе, одним из мессиджей которого, пожалуй, является доклад Chatham House, оценка периода правления Кочаряна и формулировка «менее пророссийский», данная Сержу Саргсяну, что, по сути, означает “более суверенный”.
Во всяком случае, в данной ситуации Сержу Саргсяну удается наилучшим образом пользоваться этой расстановкой и занять выгодную политическую позицию, пытаясь поставить в основу всего вопрос суверенитета и предстать в качестве обслуживающей этот суверенитет единственной влиятельной и состоятельной силой в Армении.
Пока что, конечно, очевидно, что в качественном плане Серж Саргсян обслуживает эту проблему не на должном уровне, почти некачественно и, следовательно, можно сказать, что обслуживает на слишком неудовлетворительном уровне, однако, сделка других состоятельных сил с Россией позволяет ему удержать свои позиции.
Здесь, однако, кроме этой внутриполитической или, скорее всего, внутривластной борьбы становится очевидным, что вопрос суверенитета для Армении действительно стал серьезнейшей общественной и государственной проблемой, и обществу далее необходимо смотреть на события и процессы именно через призму этой проблемы, как 20 лет назад, но уже извлекая уроки из двадцатилетней практики.