Началось это все не позавчера. И даже не в момент прихода к власти нынешней команды. А намного раньше, когда Украина не смогла использовать шансы 1990-х. Пресловутый языковой законопроект — это следствие ряда серьезных политических поражений последнего 20-летия. И теперь речь идет даже не о языке. Речь о сохранении государственности.
В течение последних двух суток события в Украине разворачиваются весьма бурно. Даже слишком. Имеются пострадавшие. В частности, Виталий Кличко — от слезоточивого газа, журналист Сергей Рахманинов — от сердечного приступа, депутата Василия Чуднова, карточка которого проголосовала самовольно «за», вынесли из Верховной Рады на носилках. По всей Украине, в том числе в восточных регионах и Крыму, проходят акции протеста против самого факта и процедуры принятия языкового законопроекта. Сенсационные новости появляются каждые полчаса. Одна из последних вчерашних новостей: Президент Янукович после встречи с руководителями фракций и парламента заявил, что если не удастся стабилизировать работу ВР, возможно проведение досрочных выборов.
«Оснований для роспуска парламента сейчас нет. Самораспуститься парламент тоже не может, потому что нынешняя Верховная рада создана по пропорциональной системе», — прокомментировал «Дню» народный депутат, председатель Европейской партии Украины Николай Катеринчук.
Поскольку «День» имел возможность непосредственно наблюдать за «ночной жизнью» около Украинского дома с 3 на 4 июля, позволим себе поделиться с читателями некоторыми, как нам кажется, ценными наблюдениями.
Итак, после столкновений с «Беркутом» в 22 часа в течение целой ночи с 3 на 4 июля голодающие и митингующие ожидали штурма силовиков на лестнице Украинского дома. Сначала в 3 часа, потом в 4, а далее в 5 утра. И дождались. Но намного позже — в 10.30. «Беркутовцы», как и следовало ожидать, особо не церемонились, применяя палки и слезоточивый газ. Кровь, шум, с поля битвы выносят раненых — так выглядела Европейская площадь в среду утром, через три дня после закрытия ЕВРО на Украине.
Правда, пострадавшие были как с одной, так и с другой стороны. Защищенному до зубов щитами, наколенниками и шлемами «Беркуту», как ни странно, тоже хорошо досталось. И в этом есть большой драматизм. В приватном разговоре с «Днем» один из работников силовых структур поделился: «Вы думаете, ребята ничего не понимают? Они в более тяжелой ситуации, чем вы. Думаете, не осознают, против кого должны идти? С одной стороны, они вынуждены выполнять приказ (это их работа), а с другой — у них есть собственное мнение, определенная моральная планка. На самом же деле то, что происходит, — это ни что иное, как сталкивание лбами украинцев».
Диалоги митингующих с милицией — это особая история, некое возвращение к Помаранчевой революции. «Почему вы не за народ?» — спрашивает один из участников акции протеста у грозной милитарной колонны. «Мы за народ!» — отвечает один из стражей порядка, не вдаваясь в подробности. В этом общении можно было услышать даже смех: «Неужели у вас нет даже грамма совести? Я Юрию Витальевичу пожалуюсь!» — заявила активная женщина с флагом «За Батьківщину!», намекая на свежее решение Европейского суда и перспективу освобождения экс-министра МВД Юрия Луценко. В ответ на эту реплику бойцы не смогли сдержать смех.
А как относительно самих митингующих? Кто эти люди, которые в течение ночного времени оставались возле Украинского дома? Если проанализировать «социологию» на глаз, то оказывается, что, кроме партийного актива с флагами, политиков, политологов и политтехнологов, журналистов и общественных активистов (постоянных участников подобных событий), тех, кто вышел выразить свой протест — совсем немного. Хотя повод был очень серьезный. Почему общество не откликается адекватно на такие события (и каким должен был быть этот адекватный отклик) — тема отдельного разговора. Очевидным остается только то, что доверие общества к оппозиции слишком низкое. Нужно сказать, заслуженно. И наблюдение за оппозиционными деятелями в течение той ночи, к сожалению, не убедило нас в обратном. Да, они готовы блокировать трибуну Рады и с голыми руками идти на «Беркут», но в то же время они абсолютно беспомощны в стратегических моментах. Очевидно, понимая, на что способен ТАКОЙ парламент, после кричащего «голосования» оказалось, что лидеры оппозиции не имеют плана относительно своих дальнейших действий. И прямо, хотя и нервно, об этом заявляют. «Давайте с вами вместе поразмышляем: каким может быть план? Они здесь стояли (митингующие. — Авт.), мы их поддержали. У нас есть план — защищать украинский язык. Наш план — «ждать», — ответил «Дню» один из лидеров объединенной оппозиции Арсений Яценюк. Призывы же, звучавшие на митинге, часто ограничивались целью «не позволить Януковичу провести пресс-конференцию». А дальше что?
«Протесты будут только нарастать, — говорит Николай Катеринчук. — Мы уже добились отставки Литвина. Также оппозиция сорвала пресс-конференцию Президента. Дальнейшая задача — отмена языкового законопроекта, который был проголосован с нарушением Конституции и регламента Верховной Рады. Теперь мы этот закон приостановили, Литвин отказался его подписывать. А Президент без подписи главы парламента не может поставить свой автограф. Между властью и оппозицией должен быть диалог. Те «шестерки», которые есть в парламенте, ничего не решают. Поэтому необходимо садиться с Президентом и договариваться. Мы не пойдем отсюда, пока не будет отменен этот позор (языковой законопроект)».
В то же время самыми активными — и это момент знаковый — были представители ВО «Свободы». Следовательно, сегодня именно «Свобода» и Партия регионов является наиболее пассионарной силой в украинской политике. И в этом также — драма. Впрочем, результатом усилий именно свободовцев стало заявление пана Яценюка (кстати, оно идет вразрез со словами Катеринчука) о том, что оппозиция требует проведения одновременно досрочных парламентских и президентских выборов. «Так называемая стабильность Януковича рухнула окончательно. Больше мифа о стабильности нет. Слабый Президент, недоделанная Рада, отсутствие государственных институтов, уничтоженная Конституция. Авторитаризм привел к началу конца этого режима. В Украине должны состояться досрочные парламентские и президентские выборы», — сказал Яценюк.
Поразил еще один момент. Создалось впечатление, что события под Украинским домом, где в любой момент две колонны стражей порядка могли начать штурм сонных протестующих, «вооруженных» плакатами, — существуют в каком-то отдельном измерении. Ведь совсем рядом, в нескольких шагах на Крещатике, кое-кто наслаждался теплым летним вечером в ресторанах, будто не замечая того, что происходит через дорогу, перед их собственными глазами с их собственной страной. Присоединяться к митингам или нет — это, конечно, дело каждого и речь даже не об этом, а о специфическом цинично-безразличном созерцании этой картины, которое напомнило реакцию посетителей луганского кафе, где Ландик-младший таскал за волосы девушку.
Ну и наконец — сюжет со спикером парламента Литвином. Здесь разыгралась своя драма. Вчера глава парламента рассказал трогательную, жалостливую историю о том, как его задержали у Президента, предали в парламенте и потому прошу рассмотреть вопрос и принять решение о моей отставке». Такой обиженный и всеми обманутый. Неужели чудесное перерождение Литвина? А как быть с тем, что его фракция Народной партии полным составом проголосовала за языковой законопроект регионалов? Пахнет все здесь, кажется, желанием Литвина сохранить лицо перед своими избирателями на родной Житомирщине, где он собирается баллотироваться на мажоритарном округе.
Кстати, вчера Рада сделала еще один сюрприз Литвину. Изменила порядок избрания и освобождения спикера. За принятие соответствующего закона «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины» проголосовали 255 народных депутатов. Суть проекта сводится к тому, что избрание и освобождение главы парламента принимается открытым голосованием 226 голосами. Ранее спикера избирали и освобождали от должности 300 голосами тайным голосованием.
Как видим, регионалы усиливают свою власть. Решить «вопрос» со спикером теперь будет легче. Но поможет ли это им в вопросе языка? Понимает ли Президент, что обретая полномочия, ответственность еще большим грузом ложится именно на него?
«Относительно Харькова-2. есть много параллелей»
Виталий Кличко, лидер партии «УДАР»:
— Если закон принимается с нарушением всех норм, Янукович как президент должен отреагировать. Если он не наложит вето, он покажет свое настоящее лицо и свое отношение к этому болезненному для Украины вопросу. Если власть считает, что она победила в парламенте, она ошибается. Победа физическая не означает победу правовую, моральную, культурную. Милиция тоже должна чувствовать, где задание руководства, а где моральные критерии. Ситуация может измениться очень быстро. Сегодня одно задание, завтра — другое. Но моральные качества нужно сохранять. Здесь врагов нет. Люди должны выйти на улицы по всей Украине и выразить свое отношение к этой вакханалии, которая состоялась в Верховной Раде. Я уверен, что шаг за шагом температура в обществе поднимется. Что касается того, что много экспертов называют принятие языкового законопроекта «Харьковом-2», вы знаете, здесь действительно можно провести много параллелей.
«Это должно быть началом общенациональной забастовки»
Олег Тягнибок, глава ВО «Свобода»:
— Теперь главная задача — мобилизация людей со всей Украины, а также проведение акций протеста на местах, возле областных администраций. Фактически это должно быть началом общенациональной забастовки. Принятие языкового законопроекта регионалами — это насмешка над украинцами. Не берутся во внимание никакие процедуры, правила, регламент, Конституция. Они задели за живое, и это должно повлиять на силу протестных настроений украинцев. Если удастся поднять волну, тогда можно планировать дальнейшие действия. Вы же видите, что регионалы все продумали. Во-первых, лето, нет студентов, каникулы, закончилось Евро, начались вступительные экзамены, много людей в отпусках. Также среди людей господствует атмосфера разочарования. Но такие акции, даже если они особенно ничем не заканчиваются, являются кирпичиками построения в Украине революционной ситуации. «Свобода» объявила общую мобилизацию. Должны приехать еще наши депутаты местного уровня. Мы, кстати, здесь реагируем, в том числе, на бездеятельность парламентской оппозиции.
«Пишите заявления...»
Владимир Макеенко, народный депутат (Партия регионов):
— Я слышал от своих коллег, что определенные депутаты обращались в СМИ, мол, 16 из них не проголосовали, потому что не успели зайти в зал. Но это их проблема. Вообще если возникают какие-то вопросы относительно того или иного законопроекта — есть установленная форма — письменное заявление в регламентный комитет. Когда оно поступит, будем рассматривать. То, что не были рассмотрены поправки к законопроекту, это не мое личное дело, а дело регламентного комитета. Были поправки или нет, вносились они одним депутатом или несколькими, было решение профильного комитета или нет и какое — все на рассмотрение регламентного комитета. Но только по поданному заявлению народных депутатов.
Свою оценку событиям общество даст 28 октября на выборах. Разумеется, что в обществе существуют разные точки зрения относительно таких вопросов. Но в программе Партии регионов русский язык был прописан с самого начала. Поэтому вопрос адресован другим руководителям фракций и партий — как они составляли свои списки и почему 30% состава фракции ушло позже? Из Партии регионов никто не уходил. За этот законопроект голосовали бывшие оппозиционеры. К тому же в президиуме Верховной Рады представителя Партии регионов нет. Там есть заместитель председателя ВР от БЮТ, председатель парламента от Блока Литвина и первый заместитель председателя от коммунистов. Фракция Партии регионов не ставила этот вопрос на голосование, если прямо говорить — ставило большинство. Мне неизвестно, почему не было Литвина.
К сожалению, в Верховной раде за 22 года идеального не было. Мы предприняли первый шаг — половину парламента повернули к избирателям, то есть ввели 50% мажоритарной системы. Мажоритарщики будут голосовать совсем по-другому. Те фракции и партии, которые отстаивали партийную систему (БЮТ, социалисты, СДП(о) и коммунисты), хотели иметь не только свой завод, пароход или газету, а еще и свою фракцию. Поэтому что посеешь, то и пожнешь. Фракция Партии регионов была категорически за мажоритарную систему и за данный закон не голосовала. Просто все, кто думали взять под себя фракцию, надеялись всю жизнь быть при власти. А теперь они что-то рассказывают. Идите в округи и работайте! Я уверен, если мы пойдем дальше и введем мажоритарную систему на 100%, тогда парламент будет иметь совсем другое лицо. Мажоритарщик будет ориентироваться на округ, избирателей.