Неделю назад над Средиземным морем сирийской ПВО был сбит самолет-разведчик турецких ВВС, однако до сих пор неясно, кто нажал на пусковую кнопку. Британский еженедельник The Sunday Times не исключает и даже утверждает, что на этой самой кнопке оставили отпечаток «пальчики россиян».
Сказать, что после инцидента со сбитым «Фантомом» отношения между Анкарой и Дамаском испортились, значит ничего не сказать – в последние дни они стали откровенно враждебными. В обстановке гражданской войны в Сирии, когда турецкую границу осаждают тысячи беженцев, молящих о помощи, а сирийские генералы не стесняясь сбегают в соседнюю страну, в атмосфере, и без того накаленной до предела, вполне могло разгореться пламя войны. Пока турки воюют словесно, угрожая «злому диктатору» (надо полагать, Башару Асаду), что «он ответит за все», в приграничную зону подтягиваются войска и тяжелая артиллерия с обеих сторон, а судя по последним сообщениям, и в небе вот-вот грянет воздушный бой.
Параллельно проводится разбор полетов: кто что нарушил, чем сбили турецкий самолет и зачем, ну и, естественно, кому это было выгодно и кто виноват? Сирийцы утверждают, что иностранный истребитель вторгся в их воздушное пространство, на предупреждения не реагировал, за что и был уничтожен в полном соответствии с международным правом. Анкара настаивает на другой версии: самолет, совершавший учебный полет, был сбит над нейтральными водами, а если и залетел на чужую территорию, то только на минуту якобы «по ошибке» и тут же изменил курс. Никакой угрозы суверенному государству он не нес, поскольку бомб на борту не было.
Каждый оправдывается как умеет, и все это звучит очень неубедительно. К примеру, министр информации Сирии Умран аль-Зоаби (Omran al-Zoabi) на днях заявил, что, возможно, войска ПВО просто перепутали турецкий самолет с израильским, как он выразился – они выглядят одинаково. «Израильский самолет мы встречаем огнем, но сбивать турецкий мы не хотели», – добавил он.
Можно, конечно, предположить, что приборы засекли «вражеский объект», но идентифицировать его, как утверждают сирийцы, точно не смогли. Так зачем же, не удостоверившись, сразу стрелять? Тем более, по словам представителей турецкой армии, в истории взаимоотношений двух стран всякое бывало. Только в 2012 году воздушное пространство Турции нарушалось 114 раз, но всякий раз конфликты удавалось разрешить мирным путем. В общем, все это больше похоже на провокацию, но с какой целью?
К выяснению обстоятельств инцидента подключились журналисты The Sunday Times. Авторы статьи, вышедшей под заголовком «Палец России на кнопке», провели свое собственное расследование. Со ссылкой на дипломатический, политический и военный источники в публикации приводятся высказывания людей, непосредственно связанных с этой темой. Так, некий представитель ВВС Израиля (имя которого не называется) говорит о том, что израильские военные «не были бы удивлены», если бы кнопка сирийской установки была нажата кем-то из российских военных, в крайнем случае «инструктор» стоял за спиной у того, кто отвечал за уничтожение турецкого самолета-разведчика. Еще один аргумент в пользу «российской версии», правда, очень сомнительный, – тот факт, что корабли российских ВМФ не принимали участие в поисково-спасательной операции, которую проводили совместно турецкие и сирийские военные. Якобы, не приложили бы руку, были бы в первых рядах.
Журналисты подтверждают подозрение многих специалистов, в том числе самих сирийцев, что турецкий «Фантом» действовал по поручению НАТО с целью проверить прочность защитных комплексов в Сирии. Кроме того, говорится в статье, есть доказательства того, что Турция прослушивала переговоры сирийских военных, передавая эту информацию другим участникам Североатлантического альянса. Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг сирийцев – это Россия, которая не только отстаивает интересы режима Башара Асада (Bashar al-Assad) в Совете Безопасности ООН, но и поставляет ему оружие и те же системы ПВО вместе с военными преподавателями, обучающими сирийских коллег управлять ими. После бомбардировки израильтянами строившегося атомного реактора в сентябре 2007 года власти Сирии значительно усилили защиту своей страны и в первую очередь вооружением российского производства. По мнению авторов публикации, инцидент со сбитым самолетом застал врасплох страны блока НАТО, показав, что сирийские средства ПВО отличаются высокой эффективностью и значительно превосходят ливийские и, возможно, даже иранские.