Сирийский диктатор Башар Асад может получить политическое убежище в Белоруссии. С подачи московского «Коммерсанта» эту версию охотно подхватили многие СМИ.
Впрочем, не факт, что Александр Лукашенко действительно горит желанием давать приют деятелю со столь кровавым следом. Слишком хлопотно. Это вам не Бакиев. Бывший президент Киргизии тоже не ангелочек, но, по крайней мере, Западу его судьба глубоко фиолетова. А вот Асаду так легко лечь на дно, возможно, не повезет.
Для тиранов мир рушится
Медийный сыр-бор разгорелся с интервью «Коммерсанту», в котором старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников не исключил, что «Москва проведет переговоры с Белоруссией и, чтобы лишний раз не раздражать общественное мнение на Западе, уговорит Минск приютить Асада — Лукашенко к этому вполне готов».
Заявлено столь безапелляционно, как если бы президент Белоруссии лично уверил в этом господина Сотникова. Впрочем, атакованный белорусской службой радио «Свобода», московский политолог признался: «Это моя гипотеза. Никаких конкретных фактов у меня нет».
Рискнем и мы выдвинуть гипотезу, что в Москве окрепла уверенность: Лукашенко на крючке, будет делать, что скажем.
Во всяком случае, согласимся, что путь в синеокую республику для Асада проторен. Сирийский руководитель прилетал в Минск два года назад. Лукашенко даже пригласил его, как сообщали официальные СМИ, «пообедать в семейной обстановке».
Белорусский руководитель со свойственным ему пафосом назвал тогда Асада своим первым другом в мусульманском мире и вообще на Востоке, подчеркнул, что «у нас абсолютно одинаковые взгляды на миропорядок и устройство сегодняшние».
Но сегодня мир для Асада рушится. Его шансы удержаться все более призрачны. Похоже, что и Москва, до последнего выгораживавшая арабского друга, стала склоняться к компромиссу с Западом и подумывать, куда бы убрать эту фигуру.
Вариантов у Асада мало: Россия, Иран, Белоруссия…
Минский обозреватель-международник Андрей Федоров считает, что вариант с приютом для Асада в Белоруссии маловероятен, но не исключен. «Если по договоренности с Москвой и при молчаливом согласии Запада, то почему бы и нет?», — риторически заявил аналитик в интервью для Naviny.by.
Не исключает этого и политолог Андрей Егоров, директор Центра европейской трансформации. В комментарии он назвал такой поворот сюжета возможным, «если Россия откажется принять опального диктатора». В этом случае, считает собеседник, «Белоруссия подходящее место, тем более что некоторые бывшие президенты уже нашли здесь пристанище».
Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба», убежден, что белорусский официальный лидер, который «вносит свой вклад в построение своеобразного авторитарного интернационала», принял бы сирийского политического банкрота «с распростертыми объятиями».
«Но вот не думаю, что сам Асад захочет в безвыходной ситуации поселиться именно в Белоруссии», — подчеркнул собеседник в комментарии для Naviny.by. По его мнению, Россия «выглядит явно предпочтительнее для свергнутого диктатора». Ведь это одна из ведущих держав в мировой политике, с ней (в отличие от изолированной и маловлиятельной Белоруссии) вынуждены так или иначе считаться.
«В частности, Москва — активный участник процессов на Ближнем Востоке и в самой Сирии. Значит, Россия куда более надежна с точки зрения личных и политических интересов семьи Асада», — полагает Евгений Прейгерман. К тому же, отмечает он, возможности для бизнеса, если Асаду понадобится вкладывать «скромные накопления», в Российской Федерации значительно интереснее.
Некоторые эксперты, в том числе и автор медиабомбы Сотников, допускают, что Асад может спрятаться в Иране, где у него тоже братья по духу. Но белорусский вариант для СМИ явно смачнее.
Финал «элегантных побед»
Когда в прошлом году повстанцы и западная коалиция добивали Каддафи, медиаресурсы так же охотно муссировали версию, что вождь Джамахирии укроется в Белоруссии. Писали про вроде как самолеты из Триполи в минском аэропорту — то ли с золотом Каддафи, то ли с его женой и дочерью.
Белорусские власти сходу опровергали эти сенсации. Но пресса раз за разом охотно подхватывала новые вбросы такого рода. Вот и сейчас версия о готовности принять в Минске Асада пошла на ура. И на кого пенять? Бессменный президент Белоруссии сам постарался произвести на весь мир впечатление радетеля за диктаторов. Он защищал Милошевича, Хусейна, Каддафи…
Впрочем, заметьте, защищал вербально. При всем при том белорусские власти не переходили черту, за которой можно реально попасть под раздачу за компанию. Периодически поднимался шум вокруг поставок оружия одиозным режимам — но ни разу на горячем не поймали.
Да, два года назад Лукашенко сделал широкий жест в его понимании — приютил свергнутого правителя Киргизии Курманбека Бакиева. Но все-таки это был собрат по авторитарному пулу СНГ, с ним не раз сиживали за одним столом на разных саммитах, были связаны советским прошлым. В конце концов, запросы новых властей Бишкека о выдаче Бакиева можно отфутболивать без особой опаски. А мировым грандам его судьба до лампочки.
Фигуры же типа Каддафи, Асада для Вашингтона как красная тряпка для быка. Да и масштаб кровавых дел еще тот. И потому в Минске наверняка держат в голове: как бы, дав приют, не нажить слишком больших проблем. Тут и золота не захочешь. А тайные договоренности между некими зарубежными игроками — материя эфемерная.
Когда же Лукашенко невыгоден какой-то политический демарш, то и у Кремля не очень-то получается выкрутить руки. Классика жанра — вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии. Где села Москва, там и слезла.
Тогда, в 2008-м, Лукашенко предпочел подыграть Западу, разблокировать отношения с Брюсселем и Вашингтоном. Кто даст руку на отсечение, что сейчас «последний диктатор Европы» поставил на западном векторе крест?
Впрочем, по мнению Андрея Егорова, у Минска в отношениях с ЕС и всем цивилизованным миром «существуют куда более насущные проблемы, чем Асад». И такие обстоятельства, как предоставление ему политического убежища, будут играть едва ли не последнюю роль. А поскольку «Лукашенко любит торговаться, почему бы не поторговать новым товаром», предполагает наш собеседник.
Да уж, в случае прилета в Минск Асаду было бы о чем рассказать во время «обеда в семейной обстановке». Ведь он некогда принял власть фактически по наследству от отца. Хотя формально победил на выборах с результатом в 97% с хвостиком. Короче, имеет опыт еще более элегантных побед.
Только вот сегодня весь мир видит, чем кончаются такие опыты. Сирийскому диктатору надо рвать когти, и нет гарантии, что успеет.